Сумасшедшая,
жаркая, знойная погода, июль месяц, заводские раллийные команды отправляются в
Африку на ралли Сафари, в Кению…
Одно из самых
сложных и от этого одно из поистине легендарных и старейших этапов Мирового
Первенства. Победа на этом ралли – лучший показатель качества надежности
автомобиля. О чем говорить, если специально, именно для этого этапа, команды
выпускали специально омологированные модификации машин. Наверное многие помнят
кадры из обзора «Rally Safari»
93-го года, когда Toyota Celica
Юхи Канкунена выныривает из грязевого брода. Поистине не обычное зрелище как
для классического ралли.
Что ж это за ралли,
как оно родилось и почему выпало из календаря FIA WRC. Обо всем этом Вы
узнаете в нашей сегодняшней статье…
Матерью ралли
Сафари можно по праву назвать Британскую
Королеву Елизавету II,
ведь первая гонка, прошедшая в 1953-м
году была посвящена именно ее восхождению на престол и получило название Coronation Rally (Ралли Коронации)
Вообще-то автоспорт
в Кении не в старинку, не в диковинку. Фермеры до этого проводили соревнования
на совершенно стандартных автомобилях. Но это были гонки на короткие дистанции
(по меркам Сафари 90-х, 95-х гг). Старт для удобства участников давался в трех
точках: Найроби, Камполо и Моргоро, а финиш в столице – Найроби.
Автомобили
делились, что самое интересное, не по объему двигателя, а по ценам:
Класс А – до 600
фунтов (Austin A30, Volkswagen Beetle);
Класс В - до 1000 фунтов (подавляющее
большинство участников стартовало на Ford Zephyr);
Класс С – свободная категория. В ней стартовали Ягуары,
Мерседесы, автомобили, которые сейчас бы назвали VIP Rally Car.
Спортсмены
соревновались не на чистое время прохождения специального участка. На каждый
экипаж накладывался норматив прохождения трассы, если в него не укладывался кто
либо – штраф.
Уже на второй год
проведения, в 1954-м году, случается довольно курьезный случай. Первые пять
экипажей в «классе А» показывают абсолютно одинаковое время. В итоге лучший определился
на коротком отрезке по принципу: «кто быстрее разгонится и затормозит». Первые
5 призовых мест остались за пилотами на «жуках». Говорили, что немцы, узнав о
таком триумфе своих автомобилей были удивлены, что они способны были так ехать
по убойным дорогам Африки.
С 1957-го года, за
организацию мероприятия взялся "BARC”
– Британский автоспортивный клуб. Ралли стало называться международным. Стали
все чаще и чаще стартовать европейские пилоты на солидной технике, но коварная
трасса покорялась только кенийцам. Не редко, им помогали побеждать болельщики,
выбрасывая на дорогу разнообразные камни и бревна. Были и курьезы. В 1980-м
году, британский пилот Вик Пристон не мог сменить спустившее колесо из-за того,
что их окружила целая львиная стая. Однако, животные – это еще далеко не все
препятствия – опасны ямы-ловушки, коварные дороги, вот то, чего опасались все
стартующие. И конечно же не редко карты могла спутать непредсказуемая погода… В
любое время мог пойти проливной тропический ливень, который буквально тут же
превращает песчаные дороги в местами не проходимые болота. О чем говорить, если
в том же 1963-м году, финишировало лишь 7 из 86 стартовавших экипажей. «Иногда
мы просто не понимали, чем думали организаторы прокладывая там дороги», говорит
Микки Биазон.
Европейские экипажи
чувствовали себя в Африке, словно не в своей тарелке, даже за рулем лучших
европейских ралли-каров. В результате, заводские команды прибегали к услугам
местных пилотов, одним из которых является Шекхар Мехта (4-х кратный триумфатор
«Safari rally»).
Кенийский гонщик, стартовавший все четыре раза на японском Datsun. Дважды на Datsun 160J и Datsun Violet GT. Первый раз стартовал в
Кении в 1966-м году и уже в 1973-м году
был вознагражден за свои старания – триумф на ралли. Datsun, был очень хорош на убойных
африканских допах, а вот легендарная "Martini Lancia” постоянно сталкивалась с
техническими проблемами. На ее счету лишь три победы в Африке.: дважды первым
был Микки Биазон и раз Юха Канкунен.
Гонка, выливалась в
очень большие затраты даже для заводских команд. Стартовать на автомобилях,
подготовленных для европейских этапов, было попросту не возможно, поэтому
команды выпускали специальные модификации с более высоким клиренсом, усиленной
подвеской. Машины оснащались кенгурятниками, шнорхелями и высокими
воздухозаборниками. Автомобили в спецификации «Safari Rally», нуждались в обширной
тестовой программе, как правило, порядка 20-30 тыс. км.
В результате, стало
понятным, почему, когда в 2004-м году гонку окончательно исключили из календаря
FIA WRС, ни одна из заводских
команд против не выступила.
…Быть может кто-то скажет, а как же такое могло быть, если
президентом раллийного комитета в то время был все тот же Шекхар Мехта?
«Федерация не убила Safari Rally,
а была великодушной, сохраняя ее в чемпионате так долго. Но ведь вечно так
продолжаться не могло. Ралли-рейдам не место в WRC». После этого Ралли Сафари
практически умерло – сейчас под этим названием проводится любительские
соревнования, в которых стартуют пилоты
на серийных автомобилях 10, а то и 15-ти летней давности. Вот и конец
истории Великой Легендарной Африканской Гонки "Safari Rally”…А жаль…
Любителям статистики: Количество побед марками на ралли (за все время проведения*): 1. Toyota-8 (1984, 1985, 1986, 1990, 1992, 1993, 1994, 1995); 2. Datsun-7 (1970, 1971, 1973, 1979, 1980,1981,1982); 3. Ford-7 (1955, 1964, 1969, 1972, 1977, 1999, 2002); 4. Peugeot-6 (1963, 1966,1967, 1968, 1975, 1978); 5. Mitsubishi-5 (1974, 1976, 1996, 1998,2001); 6.Lancia-3 (1988, 1989, 1991); 7. Mercedes-Benz-3 (1953, 1960, 1961); 8. Subaru-2 (1997, 2000); 9. Volkswagen-2 (1954, 1957); 10. DKW-1 (1956); 11. Volvo-1 (1965); 12. Opel-1 (1983); 13. Audi-1 (1987). *Всего "Safari Rally" проводилось 49 раз. Кирилл Гаркуша (kirdndz).
|