Джекки Стюарт вошел в историю формулы-1, как мудрый, быстрый и один из самых общительных пилотов в королевских гонках, именно в его время началось превращение Формулы-1 из романтического вида автоспорта в «борьбу толстых кошельков». Джекки первым начал борьбу за безопасность на трассе…и благодаря его усилиям в будущем удавалось избегать жутких и никому не нужных аварий и катастроф. Сэр Джекки Стюарт родился 11 июня 1939 года, в семье владельца небольшого предпринимателя (владельца отеля и заправочной станции). С детства любил охоту и работу со всевозможными «железяками». В 1953 году вышел на старт своей первой гонки, однако больше предпочтение мальчишк отдавал охоте, а в 16 лет даже принял участие в турнире по стендовой стрельбе. Год спустя становится чемпионом Шотландии, в 1955 году выигрывает кубок наций. А в 1960 году попал на отборочные состязания, но…проиграл, всего один промах перечеркнул все старания юноши. Джекки понял, что стрельбой денег не заработать и стал заниматься ремонтом автомобилей. Стюарт решает идти в вечернюю школу, так как в раннем возрасте в школу практически не ходил. Через несколько лет парень знакомится с Барри Филлером, гонщиком из Глазго, который наведался в мастерскую его отца для ремонта своего «Эй-Си Бристоль». Джекки справился с ремонтом и Барри отправился на гонку в Дамбертон. После трех лет, проработанных в отцовской мастерской, судьба снова сводит Джекки Стюарта и Барри Филлера. В свободное время занимался стендовой стрельбой, зарабатывая небольшое жалование, стартовал в небольших любительских гонках. Парнишка был смекалистый и выявил для себя, что занятие гонками довольно прибыльное дело (по тем временам) прим. автора. В 1964 году, Сэр Джекки Стюарт имел на своем счету довольно немалую сумму в 150 фунтов стерлингов. В начале 1964-го года в Гудвуде прошли тесты Формулы-3 для нескольких команд с пилотами, среди которых был Брюс Макларен и многие другие. В одном из заездов, Стюарт умудрился побить время новозеландского гонщика (победителя трех гран-при в Формуле-1). Это заметил Кен Тирелл, который предложил будущей звезде годичный пока контракт на участие в британском чемпионата Формула-3. Стюарт выигрывает этот чемпионат, как впрочем и традиционную гонку в Монако. Парень громко заявил о себе как о гонщике высокого класса, отказывается от весьма выгодного предложения команды “Lotus”. Джекки был отличным тактиком и стратегом, умел из любой ситуации сделать вывод, «наступив на грабли» раз, уже не наступал на теже грабли в последующий раз. К своему делу всегда относился с трепетом и вниманием. Это и позволило ему построить будущую карьеру. Гонщик принимает предложение от команды «BRM» в которой (по словам пилота) не было такого внутреннего напряжения, как в Лотусе. Первый год участия в королевских автогонках принес Сэру Стюарту первую победу на гран-при и третье место по итогам сезона. Впереди остались «зубры» Формулы-1: Джим Кларк и Грэми Хилл. На первой гонке 1966 года, которая проходила в Монако, Джекки произвел настоящий фурор, обойдя Хилла, Кларка. Пресса была шокирована, спустя три недели Стюарту удалось повторить свой триумф в Бельгии. А это был всего лишь третий полный сезон в карьере. В 1966 году гонщик попадает в тяжелую аварию. На скорости примерно в 240 км/час на трассе «Спа Франкошам», болид гонщика не удержался в одном из скользких и мокрых поворотах и вылетает с трассы. Через мгновение, в том же повороте вылетели еще два пилота команды «BRM»: Грэм Хилл и Боб Бондюарт, которые сразу же бросились вытаскивать из все больше наполняющегося топливом кокпита болида Стюарта. Одна малейшая искра, могла совершить непоправимое…но все слава богу-обошлось… После этой аварии Стюарта как будто заколдовали: в двух сезонах, добирался до финиша лишь четырежды. Сходы были не по вине пилота, а по вине техники. В болиде ломалось практически все, что могло ломаться. После той жуткой аварии Джекки понимает, что таких аварий можно избежать: путем повышения безопасности трасс, болидов. С этого момента Сэр Джекки Стюарт начинает свой «Крестовый поход». Джекки возвращается в команду Тиррелла, достаточно успешно выступая в сезоне 68-го года в Формуле-2. Он становится в 1970 и 1972 годах серебряным призером и чемпионом в 1969, 1971 и 1973 годах. Успешно участвовал в гонках Инди-500. На каждой гонке Стюарт был предельно собранным и сконцентрированным, доведя свою систему до совершенства. Джекки многие считали первым «гонщиком-бизнессменом». Он частенько любил поговаривать «Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-то задарма». В то время, погоня за деньгами была в диковинку. Среди друзей Сэра Джекки Стюарта – особы приближенные к королеве, киноактеры, модные художники, успешные бизнесмены. Основанная Стюартом команда прошла все этапы от «низа» до вершины – гонкам Формулы-1. Через нее прошли и Жиль де Феран и Ян Магнуссен и многие другие известные гонщики. Это и все из того, чтобы мы хотели рассказать о интереснейшем человека, прекрасном гонщике, тактике и стратеге – Сэре Джекки Стюарте. Кирилл Гаркуша (kirdndz).
|