ProAvtoSport
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Читатель | RSS
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Статьи на какие темы Вы, хотели бы видеть на нашем сайте?
Всего ответов: 138
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Март » 26 » Ярчайшие личности автоспортивного небосвода. Хенри Тойвонен.
13:21
Ярчайшие личности автоспортивного небосвода. Хенри Тойвонен.

    В мировом ралли, есть такая целая каста раллийных пилотов «FlyingFins» - «Летающие финны». Об одном из самых ярких представителях этого класса и наш сегодняшний рассказ.  Будущий летающий финн, начал свою авто спортивную карьеру как полагается любому пилоту в школе начального пилотирования – картинга.

 

    Однако своей любимой дисциплиной Хенри считал ралли. Оно привлекало финна своей зрелищностью, тем как пилоты виртуозно управляли раллийными автомобилями. Будучи уже зрелым молодым человеком, начавшим довольно результативно стартовать в картинге он мечтал о полноценных стартах в ралли.

 

   В 19-ть лет молодой Тойвонен получил возможность стартовать в своем первом ралли. Первый старт выпал на домашнее ралли – ралли 1000 Озер. Увы, но первая полноценная гонка для Хенри и его штурмана Антеро Линдтквиста завершилась сходом. Спустя два года после своего первого старта финн стал автором сенсации, заняв на ралли 1000 Lakes призовое пятое место. Следующий старт летающего финна выпал на 1978-й год. Тойвонен получил в свое распоряжение CitroenCX 2400. Старты в Португалии и Греции. Обе гонки закончились для молого пилота досрочным финишем, без набора зачетных очков. Однако своей скоростью Хенри удивил многих людей. К этим людям относились и представители частных команд. В итоге на домашнюю гонку финн стартовал уже на частном Porshe, а на ралли в Великобритании получил в свое распоряжение полузаводской Chrysler. Итог этих двух стартов: сход на домашнем ралли по техническим причинам и прекрасно проведенный британский этап (9-е место в абсолютном зачете).

     В 1980-м году, финн получает контракт от заводской команды «Talbot» и переезжает жить с семьей в Великобританию. Коллегами по команде Тойвонена стали такие легендарные пилоты как:  Ги Фрекелен и Рассел Брукс. В этом же году, «Хенка» (как его в будущем станут называть его болельщики сменяет штурмана).    В следующем 1981-м году Тойвонен едит уже свой полный сезон в чемпионате мира по авторалли. Англичане из Talbot – Lotus были уверенны в силах тандема финн и британская техника. Однако ожидаемым результатам сложится так и не удалось. Talbot-Sunbeam–Lotus был уже увы довольно устаревшим автомобилем группы Б(напомним, что Talbot омологирывался еще под предшественницу группы Б – группу 4). Результат - борясь с постоянными техническими причинами  Тойвонену все же удалось показать  довольно не плохой личный результат: 2-е места ралли Сан-Ремо и ралли Португалии и 5-е место на ралли Монте - Карло. А последний этап в Великобритании RallyAudisportInternationalувенчался для финна победой.    Новый 1982-й год начался для Тойвонена переходом в заводскую команду RothmansOpelEuropeTeam. Это стал совсем новым этапом в становлении гоночной карьеры пилота. Новая, современная, конкурентоспособная техника. Звездный пилотский состав: Джимми МакРей, Арии Ватанен, Вальтер Рерль. Хенри не испугал и этот состав. Даже в его составе финн не пас задних. Третье место на «Ралли Акрополис», пятое на  «Ралли Санремо» и как предже третье место на  «RAC Ралли».  

   Сезон 1983-го года, «Хенка», начинает за рулем Opel Manta 400 (номинально болид группы Б). Однако и этот автомобиль не смог угнаться за фаворитами в гонке вооружений (ледерами Lancia Audi). Формально, в отличии от серийных автомобилей, эти прототипы имели лишь общее название. Да и дивиденды, что итальянцы, что французы из Пежо, что немцы из Ауди, выделяли куда большее нежели Опель. А в следующем 1984-м году для Тойвонена настает один из самых необычных сезонов. На ралли «Mille Pistes» финн уверенно шел в лидерах, имея приличный отрыв около полутора минут, но уже ближе к середине гонки, организаторы этапа принимают решение отменить автомобили группы Б. В итоге на церемонии награждения финский экипаж получает лишь парочку утешительных призов.    Когда спустя всего лишь несколько лет у Тойвонена появилась возможность сесть за руль заводской Lancia, финн согласился не задумываясь. Финн просто напросто устал от постоянного метания компании Rothmans и видел дальнейшее свое развитие как раллийного пилота только лишь за рулем полноприводного автомобиля. Первые три этапа: Португалия, Греция и Финляндия финн закончил на третьем месте. Это произвело достаточное влияние на руководство итальянской конюшни и в 1985-м году, финн получает контракт на выступление в составе заводского коллектива Martini Lancia.

   Увы но первая половина сезона оказалось для Хенри Тойвонена, ровно как и для его напарника по команде Марку Алена сплошным адом. Все дело в том, что на большинстве этапов чемпионата мира по авторалли, команда Martini Lancia использовала уже начинающую изрядно устаревать заднеприводную Lancia 037Rally. Ну, а  новый болид Lancia Delta S4 только лишь начал «лечение детских болезней». Настоящим разочарование для lancia, равно как и для самого финна стало и то, что новое оружие Lancia Delta S4 оказалось неконкурентноспособной во время разовых тестовых выездов на етапы чемпионата Европы по ралли. Машина получилась феноменально быстрой, но в тоже время и очень хрупкой. По ходу всего сезона, командой инженеров из Турина была проведена колоссальная работа по доработке и усилению силовых элементов Lancia Delta S4.

     Первый дебютный этап Чемпионата мира по авторалли для Lancia Delta S4 – Lombard RAC Rally. Первый старт в чемпионате мира по авторалли и сразу же победа. Да, автомобиль удался ликовал Чезаре Фиорио. О чем говорить, если даже пилоты на легендарной Audi Quattro A2 не могли угнаться за двумя итальянскими машинами Марку Алена и Хенри Тойвонена. Тойвонен вместе со своим штурманом Нейлом Уилсоном одерживает уверенную победу. А его коллега по команде и земляк Марку Ален финиширует вторым, отстав от «Хэнки» почти на целую минуту. Как и пять лет назад Тойвонен радует победой своих многочисленных британских поклонников. Но…кто знал, что многие его кумиры видят его в последний раз…    1986-й год, начался для итальянской конюшни без особых эксцессов. Этот сезон, Хенри Тойвонен начинает в очередной раз с новым штурманом. На этот раз место справа от финна занимает молодой и перспективный спортсмен,(который в будущем станет близким другом семье «Хенки») – Серджио Креста. Результаты такого тандема не заставили себя долго ждать: первое место на ралли «Монте-Карло», сход по техническим причинам на ралли Швеции, триумф на ралли «Коста - Смеральда». Победу экипажу Тойвонен – Креста пророчили и на следующем этапе Rally Tour de Course, но случилась трагедия…

     Все шло своим чередом как обычно. 2-го мая 1986-го года в субботу экипажи вышли на старт второго дня тяжелейшей асфальтовой французской гонки. К середине второго гоночного дня в уверенные лидеры гонки выходит экипаж Тойвонен – Креста. Тойвонен одерживает победу на всех 4-х СУ первой секции второго дня гонки. К дневному сервису его отрыв от шедшего вторым Бруно Саби составлял около 2-х минут 45 секунд. И это все при всем том, что финн после последней травмы шейных позвонков ехал с обессболевающими лекарствами и высокой температурой в 40 градусов. Настало время сервиса. «Хенка» на сервис приехал внешне спокойным. Но недовольным своим состоянием здоровья. После проверки технического состояния автомобиля командой механиков был установлен комплект покрышек выбранный экипажем. Lancia уехал на старт восемнадцатого допа…через восемь минут приходит сообщение о том, что экипаж Тойвонена не финишировал. В веду отсутствия собственной информации руководству Lancia Martini пришлось довольствоваться обрывками новостей приходивших в штаб одной из команд соперниц – Renault. Через время жандармерия сообщила о том, что гонка остановлена из-за несчастного случая. К прибывшему на финишный КВ экипажу на Renault 5 Turbo Maxi подбежали журналисты. Услышали они одно… «Lancia взорвалась оба пилота погибли. Бедный Хенри». К моменту схода, Хенка имел отрыв в 45 секунд от шедшего вторым экипажа. Из 16 допов, который смог закончить финско – американский экипаж – 12 были выиграны ним подчистую. Экипаж не оставил камня на камне от своих соперников. И это все при том, что у пилота была жуткая температура в 40 градусов.

 

     Авторам сайта «ProAvtoSport» удалось найти уникальный материал. Версии свидетелей той жуткой катастрофы. Мишель Мутон. «Лично я тот коварный поворот помечала в своей стенограмме тремя знаками восклицания. Очень очень сложный. Достаточно лишь чуть-чуть ошибиться и авария неминуема».

Тимо Салонен (Друг Тойвонена). «На этом злополучном допе было два очень похожих между собой поворотов. Хенка мог их попросту перепутать».

Версии очевидцей.  «Lancia не укомплектовывала на Корсике свои машины засчитой двигателя. Приняв решение, что она не понадобится на горной асфальтовой гонке. Если это было действительно так, то это могло вполне послужить причиной повреждения топливного бака, за которым без промедления последовал взрыв». С целью наилучшей развесовки, топливный бак на Lancia Delta S4, располагался  под сиденьями пилота и штурмана – после удара и детонации у зажатого в кокпите экипажа попросту не оставалось шансов.

Все пилоты, стартовавшие вслед за Хенри обратили внимание на то. Что в том повороте, где вылетел финн небыло ни следов торможения от колес ни следов масла. Автомобиль просто вылетел с трассы не снижая скорость и ударился крышей об растущие рядом вековые деревья. По мнению экспертов из FISA (так ранее называлась FIA), прибывших на место трагедии для расследования – автомобиль вылетел с трассы со скоростью примерно в 110 км/час. Смерть экипажа настала в момент удара, а не в момент взрыва и пожара.

Несколько лет назад появилась еще одна версия – химическая. Дело все в том, что топливо, которым заправлялись болиды группы Б, содержало в своем составе толуол. Который как известно имеет очень едкое свойство. Разъедая как пластик так и резину. Кроме того, толуол оказывает негативное влияние на вестибулярный аппарат. В следствии чего, человек может на недолгое время потерять сознание уснуть. Не исключает и летальный случай. Толуол не смешивается с водой и как следствие не выводится из организма. А получая все новые и новые дозы попросту оседает в организме.   

Во время ознакомления и прописки трассы, Хенри Тойвонен, равно как и Марку Ален жаловались соперникам – товарищам на то, что в кокпитах их автомобилей сильно воняет бензином. С учетом всего этого есть огромная вероятность того, что в том повороте где случилась эта ужасная трагедия финнско-американский экипаж был уже попросту без сознания.

   Многочисленные фанаты, как ралли так и самого финского пилота до сих пор обсуждают причины той ужасной майской трагедии. А на вопрос. Кто же все таки по Вашему мнению является выдающимся раллийным пилотом отвечают – «Хенка». Хенри Тойвонен.    У Тойвонена осталась жена Эрья и дочь Алла и сын Маркус . Серджио Креста был холост.    После этой жуткой гонки, семья погибшего пилота натерпелась огромных проблем. Вдова Хенри Тойвонена Эрья – возложила полную ответственность за произошедшее на спортивного директора Martini Lancia Чезаре Фиорио. После чего у семьи возникли проблемы с получение причитавшихся ей денег. Руководство Martini Lancia ужасно опасалось судебного иска, который вполне могла бы подать на них Эрья Тойвонен. Семья получила деньги лишь после того, как Эрья пообещала не подавать судебный иск. Семье Тойвонена пришлось уехать в Англию, чтобы хоть как-нибудь скрыться от внимания назойливой прессы.


Кирилл Гаркуша (kirdndz), proavtosport.at.ua





Просмотров: 3069 | Добавил: kirdndz | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • proavtosport©2024