Раллийная история марки Ford не менее интересна, чем, скажем, у тех же Subaru или Mitsubishi. Автомобили с голубым овалом на радиаторе так же, как и их японские собратья, вызывают овации у сотен тысяч болельщиков на раллийных трассах всего мира. С некоторой натяжкой можно сказать, что именно с этой марки началась экспансия современных ралли-каров на наши земли. Ведь первая победа в истории чемпионатов Украины по ралли была одержана в 1994 году экипажем Владимира Чопенко и Александра Серопова именно на автомобиле Ford Escort! Да и по количеству побед на этапах ЧУ Ford c 19-ю триумфами занимает твердое второе место после Mitsubishi. В настоящее же время Ford широко представлен как в ралли, так и в кольце – и целью нашего очередного материала является разобраться, какие именно модели представляют эту марку.
Ford Sierra
Один из достаточно редких ралликаров в нашей стране – насколько нам известно, их было всего два. Первый автомобиль с кузовом «седан» принадлежал ныне покойному Сергею Дроботу, затем перешел к экипажу Максутов – Янчуков, а от него к молодому и колоритному женскому экипажу сестер Франчук. Второй же Ford Sierra в кузове «купе» принадлежит одесситу Олегу Трасовану и довольно-таки бодренько как для своего возраста стартует в Кубке Лиманов. Объективно говоря, на «сьерре» вряд ли можно добиться высоких результатов, но как автомобиль начального уровня – в самый раз.
Ford Escort RS 2000 mk5
Единственный раллийный «Эскорт» пятого поколения принадлежал днепродзержинскому экипажу Александра Бабенко и Дмитрия Полунина, который проехал на нем неполный чемпионат Украины по ралли 2004 года. Последним стартом для него стало ралли «Днепр», после чего, в конце 2004-го года, автомобиль был продан и пропал из поля нашего зрения.
Ford Escort RS 2000 mk6
Таких автомобилей в стране было два. Первый из них был привезен в начале 2000-х годов Дмитрием Рыбаком специально для выступления в кольцевом чемпионате – впрочем, пилот несколько раз стартовал на нем и в раллийных соревнованиях. В 2003 году синий «Эскорт» покупает Юрий Протасов, также используя машину для стартов и в ралли, и в кольце. С переходом Юры на более современный Mitsubishi Lancer Evo IV, автомобиль некоторое время оставался в семье Протасовых, а затем переехал в Ужгород к Сергею Трутневу.
Второй аналогичный автомобиль – только красного цвета – также был куплен Леонидом Протасовым для старта в ралли (именно на нем папа с сыном попали в аварию на ралли «Куяльник» в 1999-м году). Затем, побывав в руках «летающего журналиста» Алексея Мочанова, машина попала к Вадиму Бееву, а от него – к Андрею Рощенко, у которого находится и ныне. Красная машина, насколько нам известно, не продается; а вот синюю можно приобрести всего за 10 000 евро. Несмотря на более чем десятилетний стаж в автоспорте, данный автомобиль вполне может побороться за подиумы с конкурентами по классу У11. Покупка ЗИПа на моноприводную версию Escort RS 2000 особой проблемой не является.
Ford Escort RS Cosworth
Полноприводных версий «Эскорта» в исполнении ателье Cosworth в Украине также было две. Один из этих автомобилей принадлежал Алексею Железко, который проездил на нем без малого два года, после чего продал в Днепродзержинск Вадиму Мордовину (вместе с аналогичным тренировочным «Эскортом»). Подготовкой двигателя занималось немецкое ателье Wolf (тюнинговое подразделение Ford), все остальное – подготовка MLP. Второй Ford Escort RS Cosworth был подготовлен по требованиям группы А; он принадлежал и до сих пор принадлежит нынешнему председателю раллийного комитета Александру Салюку. Насколько нам известно, ни одна из этих машин не находится в продаже – хотя при желании владелец такой машины мог бы быть вполне конкурентоспособен в классе У12.
Ford Escort WRC
Единственный в своем роде, уникальный для Украины автомобиль, принадлежащий легенде украинского ралли Василию Ростоцкому. Автомобиль топовой (на тот момент) подготовки был построен полузаводской командой Ford – MLP – для чемпиона мира по ралли 1984 года Стига Бломквиста, у которого и был приобретен Ростоцким. По нашей информации, автомобиль по сей день находится во Львове, содержится в хорошем состоянии и по-прежнему принадлежит Василию Ростоцкому. Что касается турнирных задач – этому автомобилю вполне по плечу не только победа в классе У12, но и 5-6-е места в абсолютном зачете. Правда, если говорить о содержании и ремонте машины – цены соответствуют статусу культового автомобиля. Еще один немаловажный аспект: в нашей стране весьма сложно будет найти людей, которые смогли бы обслуживать эту машину, как полагается. И тем не менее, сами ощущения от обладания автомобилем класса WRC вряд ли можно сравнить с чем-либо другим…
Ford Fiesta ST
В отличие от «Сьерр» и «Эскортов», «Фиеста» – современный и очень конкурентоспособный автомобиль. Достаточно вспомнить экипаж Сергея Фаюка и Виктора Артемова, который в течение трех лет практически не сходил с подиумов своего класса, как в Украине, так и в России. Благодаря совершенству конструкции и сбитости узлов и агрегатов, автомобиль вышел просто на загляденье. На сегодняшний день автомобилей Ford Fiesta ST раллийной спецификации в Украине насчитывается, скажем так, «четыре с половиной». Два находятся в Киеве, их хозяевами являются Владимир Кондратенко и Юхим Вожеевский; два в Одессе, у Сергея Лукомского и Сергея Фаюка. Еще один кит-комплект для переделки гражданской машины в боевую был, по непроверенным данным, в свое время приобретен Станиславом Пруссом; однако о судьбе этого комплекта нам ничего не известно. Кроме того, минимум пять аналогичных автомобилей с той или иной периодичностью выступают в украинском кольце. В настоящий момент в продаже находятся сразу две Ford Fiesta ST разных спецификаций; цена вопроса – от 22 до 27 тысяч евро. Безусловно, это немалые деньги – но и результат может быть сопоставим с затратами: данный автомобиль, попав в руки толкового экипажа, вполне может выиграть чемпионат моноприводных автомобилей. Второй плюс машины – относительно недорогое содержание; все же N-группа есть N-группа.
Ford Fiesta Super 2000
Есть в Украине и полноприводный монстр новейшей категории Super 2000 – это Ford Fiesta S2000 Алексея Тамразова, стартовавший в Украине лишь однажды, в прошлом году на ралли «Ялта». Да и зарубежные гонки данная Fiesta не очень баловала своим присутствием – кроме Ялты, Алексей стартовал на ней дважды, в Чехии и во Франции. Автомобиль, еще недавно считавшийся конкурентом привычным N4, сейчас уже выглядит намного сильнее их; если говорить об Украине, то владелец такой машины не должен думать ни о чем, кроме победы в абсолютном зачете чемпионата. Однако, покупая или арендуя этот автомобиль, нужно понимать, что цена его содержания будет просто астрономической.
Итог:
По сути, потенциальный фанат марки Ford может всерьез рассуждать только о покупке моноприводного автомобиля этой марки – таковых в Украине предостаточно, стоит только захотеть. Вполне демократичные цены (сравнимые с устаревшими полноприводниками, а то и дешевле их), доступный ЗИП, понятный сервис – все это относится к достоинствам «голубого овала» с приводом на одну ось. А вот полноприводные представители данной марки и встречаются намного реже, и стоят в разы дороже, и в обслуживании куда как сложнее. Впрочем, и имидж у них абсолютно неповторимый…
Информация: Кирилл Гаркуша
Фото: Лариса Мищанчук, Владимир Некрасов, Сергей Холодило
Проект «Ралли в Украине» благодарит Андрея Рощенко за неоценимую помощь в подготовке материала
|