Еще один японский производитель быстрых автомобилей – Honda – имеет куда больший список достижений в кольцевых гонках, нежели в раллийных. В особенности это касается моторостроения – перечисление титулов, взятых мотористами Honda в одной только Формуле-1, заняло бы немало времени и места. Тем не менее, в украинском ралли автомобилей этой марки в разные годы присутствовало довольно-таки много – по крайней мере, достаточно для того, чтобы посвятить им отдельный материал в нашей традиционной рубрике «Обзор раллийной техники». Итак, мы следуем нашему базовому принципу: начинаем обзор по хронологии, от «заслуженных» моделей и модификаций к «свежим».
Honda CRX mk1
На украинских спортивных просторах представителей первого поколения Honda CRX (или, как иначе называют эту модель, Honda Civic CRX) насчитывается минимум три. Одна машина, принадлежавшая Юрию Яковенко, в начале 2000-х годов была замечена в ралли и горных гонках; затем на некоторое время пропала из виду, а пару лет назад вновь объявилась – теперь уже в кольце под управлением Сергея Авилова. После аварии в одном из этапов кольцевого чемпионата автомобиль был продан и на этом следы его потерялись. Второй автомобиль данного поколения под управлением Виталия Геращенко в середине 2000-х годов стартовал в Кубке Лиманов; последнее его появление в ралли, уже с другим владельцем, датировано зимой 2008 года, когда он выполнял функции машины безопасности на спринтовой гонке «Буковинская зима». Третья же машина, в отличие от первых двух, не имеет долгой раллийной истории – она была построена буквально пару лет назад и сейчас регулярно стартует в ралли под управлением киевлян Романа Козина и Сергея Вансовича. Насколько нам известно, ни один из трех автомобилей в настоящее время не продается.
Honda CRX mk2
Автомобиль второго поколения CRX, по нашим данным, в стране всего один – зато какой! Легендарная машина голландской подготовки принадлежала и до сих пор принадлежит Борису Донскому, который регулярно стартовал на ней в ралли в 2001-2003 годах. Последним же на данный момент появлением этой машины в ралли был старт в роли одного из автомобилей безопасности на прошлогодней ялтинской гонке. Все перечисленные машины, как первого, так и второго поколений, прекрасно зарекомендовали себя на асфальте, однако вряд ли могут считаться серьезными гравийными бойцами.
Honda Integra Type-R (DC2)
Единственное купе Honda Integra прекрасно известно украинским любителям ралли. В свое время им управляли днепропетровские спортсмены Борис Пергат и Валерий Марголенко; в 2007 году машина перешла в собственность Александра Панченко. Казалось, что ее жизненный путь закончится на ралли «Мариуполь» 2008 года, где автомобиль побывал в серьезной аварии. Однако, как выразился сам Панченко, «...я думал купить другую машину, но все же решил восстанавливать эту – уж больно красивая!». В итоге Integra по-прежнему прописана в Днепропетровске, в прошлом году участвовала в Кубке Лиманов и чемпионате Украины, и в продажу, с учетом упомянутого к ней отношения владельца, попадет, видимо, не скоро.
Honda Civic (ЕК4)
В последнее время в украинском ралли регулярно выступал всего один хетчбек Honda Civic четвертого поколения – им управлял известный киевский спортсмен Иван Остапченко, в конце прошлого года пересевший на Subaru Impreza. Хорошо знакомая болельщикам красно-белая «хонда» Остапченко теперь принадлежит Александру Труш – начинающему спортсмену, известному пока только по удачным выступлениям в любительском ралли. Кроме того, по нашей информации, еще один аналогичный Civic был недавно закаркашен спортсменом из Полтавы Юрием Руденко; вполне вероятно его появление в 2011 году на трассах профессионального ралли.
Honda Civic (EJ5)
Если говорить о ралли, то в поле нашего зрения попадал только один автомобиль Honda Civic пятого поколения – на нем буквально пару раз в 2010 году стартовал киевлянин Георгий Иванов. В конце минувшего года машина также нашла нового хозяина, однако о его планах по участию в профессиональном ралли нам не известно практически ничего. А вот кольцевых машин данного поколения в стране насчитывается как минимум четыре – все они в той или иной степени готовности находятся в расположении Киевского Автомотоклуба.
Возвращаясь к ралли, отметим, что омологация на все перечисленные машины (CRX, Integra и Civic) давно истекла, поэтому они могут стартовать только в национальных классах У10 и У11. Составить конкуренцию некоторым «заряженным» А-групповым «восьмеркам» эти машины, вероятно, уже не в состоянии, однако на один-два подиума в сезоне толковый пилот на хорошо подготовленном автомобиле вполне может рассчитывать. Идеальными же по бюджету и вероятности призовых финишей для владельцев таких машин нам кажутся либо национальная серия по мини-ралли Кубок Лиманов, либо чемпионат страны по горным гонкам – ведь, как уже было отмечено, на асфальте или очень плотном и ровном грунте данные автомобили выглядят намного более конкурентоспособными, чем на гравии.
Honda Civic Type R (EP3)
Седьмое поколение модели Civic (индекс кузова ЕР3) не получило широкого распространения в украинском автоспорте; однако минимум два таких автомобиля в стране все же имеются. Один, подготовленный для ралли, был куплен в 2009 году Михаилом Анисимовым в Венгрии; в настоящий момент машина выставлена на продажу по цене 20 000 у. е. Второй аналогичный автомобиль, построенный для кольцевых гонок, также продается; нынешний хозяин, Адриан Афтаназив, просит за него 12 500 евро. Общее впечатление от автомобилей этого поколения довольно-таки положительное: это надежные, крепко сбитые машины, которые при надлежащем обслуживании способны привозить владельца на подиумы в классах N3 или А7. Единственный нюанс: омологация этих машин заканчивается через два года, в конце 2012-го, поэтому желающим выступать на них в международных классах и гонках стоит поторопиться с покупкой.
Honda Civic Type R (FN2/FD2)
Новейшее, восьмое поколение хетчбека Honda Civic прекрасно зарекомендовало себя на раллийных допах Прибалтики – особенно, в Эстонии, где на данных автомобилях до недавнего времени выступало целое созвездие молодых гонщиков. Увы, до просторов Украины «мода» на новый Type R пока не дошла – в прошлом году в чемпионате и кубках стартовал лишь один автомобиль польской сборки под управлением Вадима Ерохина. Однако есть все основания полагать, что в 2011 году поголовье этих машин удвоится: насколько нам известно, автомобиль, собственноручно построенный Иваном Германом, практически готов к старту. Омологация на данные модификации продлена до 2016 года, так что «запас прочности» у них великолепный.
Итог: Безусловно, Honda является автомобилем «на любителя» – в прямом смысле этого слова. Ее надо любить; иначе общего языка с этой машиной не найти. Минусы данной марки применительно к ралли очевидны: не самый легкодоступный ЗИП, мудреная конструкция, усложняющая работу механиков на коротком дневном сервисе, довольно-таки ограниченный круг людей, которые понимают, как ее строить, настраивать и обслуживать. Однако в противовес этому ложатся солидные плюсы: прекрасные, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны моторы, относительно невысокий бюджет на содержание и, главное, некая конструктивная надежность, позволяющая машине ехать буквально на трех колесах и сломанной подвеске. Выбор автомобилей, находящихся на данный момент в продаже, небогат; но для того, кто по-настоящему любит эту марку, возможность обрести свою любовь всегда найдется.
Информация: Владимир Некрасов
Фото: Владимир Некрасов, Владислав Бойко
Проект «Ралли в Украине» благодарит Ивана Остапченко за неоценимую помощь в подготовке материала
|