На первый взгляд, в наших широтах марка Opel распространена совсем не так, как, например, Subaru или Mitsubishi – конечно, если говорить о ралли. Впрочем, первое впечатление далеко не всегда бывает правильным; именно так обстоит дело и на этот раз. Многие читатели удивятся, но раллийных автомобилей Opel, готовых к старту и регулярно выступающих в гонках, в Украине насчитывается 16 штук! По большому счету, это половина канала среднего украинского раллийного кубкового соревнования. Практически все эти автомобили можно увидеть на гонках Кубка Лиманов – объясняется это как минимум тем, что большинство машин с молнией на решетке радиатора были построены и по сей день обслуживаются в Одессе. Впрочем, из этого правила есть и исключения – в нашей статье мы постараемся вспомнить о каждом из них; а начнем, по традиции, с самой заслуженной и редкой машины, которая когда-либо стартовала в Украине.
Opel Manta B
Единственное в своем роде, уникальное элегантное купе Opel Manta B стартовало в украинском ралли в течение двух лет, 1996 и 1997, под управлением двух Юриев, Карпенко и Колозенко. Сегодняшним болельщикам трудно поверить, что это – единственный автомобиль данного бренда, который был буквально «на волосок» от победы в абсолютном зачете гонки чемпионата Украины. Дважды, на «Чумацком Шляхе-96» и «Скифе-97», экипаж на Opel Manta финишировал вторым в абсолюте – и оба раза быстрее него были только Василий Ростоцкий и Виктор Балин на Mitsubishi Galant. Увы, третьего шанса у Opel не было: начиная с 1998 года Юрий Карпенко пересел на Lancia Delta, а следы Manta затерялись…
Opel Kadett D
Модель Kadett является одной из наиболее «долгоиграющих» в линейке Opel – она выпускалась с 1962 по 1990 год. При этом модификация Kadett D является самой редкой среди своих собратьев – она сходила с конвейера лишь на протяжении трех лет, с 1981 по 1983 годы. В Украине находится лишь один раллийный автомобиль этого поколения модели, оснащенный 1,4-литровым двигателем – когда-то он принадлежал Валерию Михайлову, а теперь, вот уже несколько лет подряд, регулярно стартует в Кубке Лиманов и чемпионате Украины под управлением Владимира Волошина. По уровню подготовки данный автомобиль – настоящий «волк в овечьей шкуре»; несмотря на небольшой рабочий объем, в умелых руках он на равных сражается с куда более мощными 2,0-литровыми собратьями. Насколько нам известно, продажа машины в планы владельца не входит.
Opel Kadett E 3-door
Трехдверный Kadett поколения Е – самый распространенный из автомобилей Opel, стартующих в украинском ралли. На сегодняшний день таких машин насчитывается пять: три в Одессе (их владельцами являются Руслан Топор, Вячеслав Пинчук и Сергей Лукомский), один в Киеве (принадлежит Александру Гальвесу) и один на Западной Украине у Сергея Немца. С точки зрения турнирных перспектив данный автомобиль весьма конкурентоспособен в классе У11 или его аналоге Р7 (согласно классификации Кубка Лиманов). Об этом свидетельствуют как минимум две недавние победы экипажей на Opel Kadett – Тодосьев/Кравчук в чемпионате Украины-2009 и Пинчук/Мишкевич в Кубке Лиманов-2010. В настоящее время в продаже находится всего один такой автомобиль, который принадлежит Сергею Лукомскому; владелец просит за него 13 000 у. е.
Opel Kadett E 5-door
Пятидверных версий Opel Kadett E в Украине всего три и достижений на их счету тоже, увы, немного. Лишь одна машина в свое время (почти семь лет назад) дважды побеждала среди своих одноклассников под управлением своего тогдашнего владельца Алексея Яновского. Кстати, сейчас этот автомобиль принадлежит другому одесситу, Игорю Щупкину; некоторое время назад он был выставлен на продажу по цене 7500 у. е. Еще два аналогичных автомобиля находятся в Одессе у Леонида Даниленко и Днепропетровске у Андрея Терещенко; в последние годы увидеть их можно было только в гонках Кубка Лиманов. От трехдверной версии пятидверку – помимо, естественно, количества дверей – отличает то, что у первой омологация закончилась, а у второй ее никогда и не было. В любом случае, так или иначе, но стартовать на этих автомобилях можно только в национальных классах.
Opel Corsa В
Несмотря на кажущуюся инфантильность, представитель самого малого класса среди моделей Opel – Corsa поколения В – вполне пригоден для раллийных стартов, что и доказано на украинских допах. На сегодняшний день нам известно про две такие машины. Одна под управлением Георгия Богаткина регулярно стартует в Кубке Лиманов, и в прошлом году даже чуть не выиграла класс PS6. Вторая известна намного меньше, так как в гонках не стартует, а в полностью готовом к бою состоянии стоит в гараже и ждет покупателя. Этот автомобиль был построен в свое время Игорем Цысарем; нынешний хозяин просит за него 10 000 у. е.
Opel Astra F
Модель Astra, сменившая на конвейере снятый с производства Kadett, также нашла свое место в ралли, и отечественное не стало исключением. По нашей информации, в Украине находятся как минимум четыре готовых к старту в ралли автомобиля одного и того же поколения F. Наиболее известен, пожалуй, тот, который принадлежит Валерию Вартаняну – днепропетровский пилот выступает на нем вот уже девять лет! Еще одна аналогичная машина находится в Одессе, у самого известного в нашей стране представителя гоночной Турции – Селями Сезера, а две оставшиеся «прописаны» на Западной Украине, у Сергея Шевченко и Мирослава Василенко (кстати, последний готов продать свой автомобиль всего за 8500 евро). Отметим, что, при внешнем сходстве, автомобили Шевченко и Василенко отличаются двигателями: в первом случае машина оснащена 1,4-литровым мотором, во втором – 2,0-литровым. О деловых качествах Opel Astra F говорят, как минимум, победы в Кубке Лиманов и чемпионате Украины по горным гонкам, которые в разные годы добывали Вартанян и Василенко. По нашему мнению, при надлежащем уходе и сервисе, данная модель может быть вполне конкурентоспособной в соответствующих классах группы «У».
Opel Astra G
А вот представитель наиболее современной из «Астр», которая имеет индекс G, в Украине значится всего один – это белый хетчбек, принадлежавший в свое время Сергею Тодосьеву, а ныне находящийся в распоряжении Михаила Пуриса. Увы, в течение 2010 года машина ни разу не стартовала в ралли – хотя, в то же время, и планов о ее продаже у владельца, насколько нам известно, нет.
Итог: Несмотря на то, что срок омологации большинства автомобилей марки Opel истек, они представляют собой достаточно грозную силу в национальных классах У9, У10 и У11. Более того, при наличии соответствующего желания у любого дилера марки, из этих автомобилей вполне можно было бы составить целый монокубок! Достаточно демократичная цена (в диапазоне от 60 до 100 тысяч гривен), распространенные запчасти, наличие – как минимум, в Одессе – классных специалистов по обслуживанию и настройке «опелей» делает практически любой автомобиль данной марки весьма привлекательным для первого старта в ралли.
Информация и фото: Владимир Некрасов, архив «Ралли в Украине»
Проект «Ралли в Украине» благодарит Владимира Волошина и Сергея Тодосьева за помощь в подготовке материала
|