Компания Benetton, известный итальянский производитель модной одежды, осуществляла свое вторжение в мир Ф-1 постепенно. В 1983-м году был заключен однолетний контракт на спонсорскую поддержку команды Tyrrell, затем Benetton на протяжении двух лет сотрудничал в качестве титульного спонсора с командой Alfa Romeo. И лишь в 1986-м итальянцы дебютируют в Гран-при в качестве собственной команды, созданной на базе чахленькой конюшни Toleman (напомним, что именно в этой команде двумя годами ранее дебютировал «бразильский волшебник» Айртон Сенна – пожалуй, это и все, чем она запомнилась болельщикам). Вкус первой победы дебютанты ощутили уже достаточно скоро – австриец Герхард Бергер, ныне более известный, как бывший совладелец Toro Rosso, финишировал первым на Гран-при Мексики. Команда заканчивает год шестой в кубке конструкторов с 19-ю очками (Герхард Бергер – 7-й, 17 очков; Тео Фаби – 15-й, 2 очка). В следующем сезоне Бергера уже нет, однако пришедший ему на смену Тьерри Бутсен (8-й, 16 очков) совместно с Фаби (9-й, 12 очков) выводит Benetton на очередную высоту – пятое место в кубке конструкторов с 28-ю очками.
В 1988-м году рост продолжается – Benetton завоевывает 3-е место в кубке конструкторов с 39-ю очками (Бутсен 4-й, 27 очков; Алессандро Наннини – 9-й, 12 очков). Следующий, 1989-й год запоминается победой Сандро Наннини в скандально известном Гран-при Японии – именно тогда состоялся первый из исторических боев между Сенной и Простом, закончившийся победой последнего в чемпионате. Benetton между тем делает небольшой шаг назад – 4-е место в кубке конструкторов с 39-ю очками (Наннини – 6-й, 32 очка; Джонни Херберт – 14-й, 5 очков; Эммануэле Пирро – 23-й, 2 очка). 1990-й год стал первым из тех, что впоследствии назвали «золотыми» или «легендарными». В команду пришел уже трехкратный к тому времени чемпион мира Нельсон Пике, а вторым пилотом стал Роберто Морено. И снова Гран-при Японии становится счастливым для Benetton – Пике и Морено привозят «дубль». Пике также выигрывает Гран-при Австралии, и команда заканчивает чемпионат на третьем месте в кубке конструкторов с 71-м очком (Пике – 3-й, 43 очка; Наннини – 8-й, 21 очко; Морено 10-й, 6 очков).
Впрочем, на следующий год Нельсону уже не удается показывать столь же стабильные результаты – одержана всего одна победа в Гран-при Канады (да еще и какая! В той гонке с отрывом в 50 секунд лидировал Найджел Мэнселл, но на последнем круге «Биг Найдж» решил поприветствовать зрителей, но, вытаскивая руки из кокпита, задел кнопку выключения двигателя, после чего его Williams остановился за несколько десятков метров до финиша!). Команда опять откатывается на четвертое место в кубке конструкторов с 38,5 очками, но это не главное. Главное то, что в болиде Benetton дебютирует Михаэль Шумахер – человек, с чьим именем связаны все последующие успехи команды. По правде говоря, история о том, как именно Шуми был «украден» у открывшего его талант Эдди Джордана, не очень-то украшает имидж тогдашнего главы Benetton Флавио Бриаторе; однако это – тема для отдельного разговора. Сейчас же для нас важно лишь то, что с приходом Михаэля Шумахера, Росса Брауна и Рори Бирна в истории команды начался самый настоящий «золотой век».
Золото на голубом
Построенные Брауном и Бирном машины всегда показывали высокую скорость; не стал исключением и Benetton B193B, с помощью которого был установлен своеобразный рекорд – в каждой гонке пилоты добывали хотя бы одно очко (не забывайте, что в те времена зачетными были всего шесть, а не восемь позиций). Михаэль Шумахер одерживает свою первую победу в дождевой гонке на Гран-при Бельгии, а команда занимает 3-е место в кубке конструкторов с 91-м очком (Шумахер – 3-й, 53 очка; Мартин Брандл – 6-й, 38 очков). 1993-й год – снова третье место в кубке конструкторов, но на этот раз с 72-мя очками. Шумахер побеждает в Гран-при Португалии (Шумахер – 4-й, 52 очка, Рикардо Патрезе – 5-й, 20 очков).
Но победы были уже не за горами: в 1994-м году команда завоевывает первый титул чемпиона мира в личном зачете. Шумахер стартует с поула в Монако, Испании, Канаде, Венгрии, Европе (Херес) и Японии, выигрывает в Бразилии, Аиде, Сан-Марино, Монако, Канаде, Франции, Венгрии и Хересе и становится чемпионом мира. В кубке конструкторов завоевано второе место со 103-мя очками (Шумахер – чемпион мира с 92-мя очками; Йос Ферстаппен – 10-й, 10 очков; Джей-Джей Лехто – 25-й, 1 очко).
1995-й стал самым успешным годом в истории команды. Выиграны и чемпионский титул в личном зачете, и кубок конструкторов со 137-ю очками. Завоеваны поул-позиции в Сан-Марино, Испании, Канаде и Японии, победы в Бразилии, Испании, Монако, Франции, Великобритании, Германии, Бельгии, Италии, Европе (Нюрбургринг), Аиде и Японии (Шумахер – 1-й, 102 очка, Херберт – 4-й, 45 очков). Уже тогда все понимают, что Михаэль Шумахер является одним из самых сильных пилотов современной Формулы-1, и Benetton – не та команда, где он может покорять новые высоты.
Начало конца
И вот то, чего все опасались, случилось. Шумахер уходит в Ferrari, постепенно переманивая туда и соавторов своих побед – технического директора и главного инженера, Росса Брауна и Рори Бирна. Взамен ему из Ferrari приглашены Жан Алези и стоявший у ее истоков Герхард Бергер, однако при всем уважении к этим пилотам, было ясно, что это – начало конца. Тем не менее, команда «по инерции» продолжает находится в «большой четверке». 1996-й год не приносит ни одной победы и третье место в кубке конструкторов с 68-ю очками. Правда, пилоты 10 раз финишируют на подиуме: пять раз на втором месте (Бразилия, Испании, Великобритания, Германия и Италия) и пять раз на третьем (Аргентина, Сан-Марино, Канада, Франция и Венгрия) (Жан Алези – 4-й, 47 очков, Бергер – 6-й, 21 очко).
В следующем году Бергеру удается завоевать один поул и одну победу в Германии, однако он понимает, что его время прошло. Герхарду пришлось пропустить из-за травмы несколько Гран-при, и, глядя на гонку сквозь экран телевизора, он понимает, что заменяющий его Алекс Вюрц выступает, в общем-то, не хуже. По окончании сезона Бергер заявляет об уходе из гонок, а команда снова третья в кубке конструкторов с 67-ю очками. Всего финишей на подиуме – семь, включая поул-позишн и победу Герхарда Бергера в Гран-при Германии (Алези – 4-й, 36 очков; Бергер – 5-й, 27 очков; Александр Вюрц – 14-й, 4 очка).
Последующие годы являются самыми что ни на есть закатными – своего рода затянувшейся лебединой песней. 1998-й год – команда выпадает из «большой четверки» и занимает лишь пятое место в кубке конструкторов, набирая 33 очка. Всего два финиша на подиуме – вторые места в Монако и Канаде, равно как и поул-позишн в Австрии, команде приносит Джанкарло Физикелла (Вюрц – 7-й, 17 очков; Физикелла – 9-й, 16 очков). 1999-й год – падение продолжается, результаты ухудшаются. За весь сезон команда наскребла 16 очков и единственный финиш на подиуме – в Канаде. Результат плачевен: 6-е место в кубке конструкторов (Физикелла – 9-й, 13 очков; Вюрц 13-й, 3 очка).
Спираль истории
В сезоне-2000 вроде бы повеяло каким-то оптимизмом: Benetton вновь выбивается на четвертое место в кубке конструкторов, однако это происходит в основном стараниями одного лишь Физико – Вюрц по прошествии четырех лет так и остался перспективным, но не более того. Однако сенсационное сообщение о покупке команды концерном Renault затмевает любые результаты. В команду возвращается один из творцов ее побед – Флавио Бриаторе, который, будучи уже представителем Renault, увольняет Вюрца и приглашает потенциально сильного новичка Дженсона Баттона.
Увы, хлопнуть напоследок дверью не получилось. Специалисты Renault были заняты разработкой совершенно нового двигателя с революционным (как тогда казалось) углом развала цилиндров, и их больше заботит будущее, в котором места для Benetton уже нет. По итогам года команда заняла худшее в своей истории седьмое место в Кубке конструкторов, а единственный подиум Физикеллы в Бельгии воспринимался уже как настоящая сенсация.
На этом можно было бы и поставить точку; однако мы приведем еще одну занятную параллель. После смены вывески команда Renault также довольно быстро венулась в топ-четверку, а затем завоевала два подряд чемпионских титула, как это было и с Benetton. Более того, после второго чемпионства команду покинул топ-пилот, Фернандо Алонсо. Однако на этом совпадения заканчиваются: через год Алонсо вернулся… Что же будет дальше? Пойдет ли Renault своим путем или повторит печальную судьбу своей предшественницы? Ответ знает только время.
Статистика выступлений Benetton в Формуле-1: Всего чемпионатов: 16
Лучший результат в чемпионате: 1-е место, 1995
Всего проведенных Гран-при: 260
Всего побед в Гран-при: 27
Всего пройдено: 26036 кругов (122903 км)
Всего подиумов: 94
Всего очков: 851,5
Всего лидировала по ходу Гран-при: 55 раз
Кругов лидирования: 1544
Километров лидирования: 7338
Владимир Некрасов
|