Начало двадцать первого века радовало и вдохновляло кого угодно, но только не Алена Проста. Его выстраданный замысел – создать французскую команду с французским персоналом и французскими же поставщиками и спонсорами – медленно, но уверенно шел ко дну, и надежд на спасение этого «Титаника» оставалось все меньше. А как хорошо все начиналось!
Замах на рубль...
Завоевав в 1993 году свой четвертый чемпионский титул, Ален Прост окончательно покинул автогонки, будучи при этом весьма состоятельным человеком. Казалось, что Прост добился в мире Формулы-1 всего, что только можно пожелать – рекордное (на тот момент) количество титулов, побед, набранных за карьеру очков... Однако у самого гонщика были и гораздо большие амбиции. «Национальная французская команда» – вот как звучала его заветная мечта. Команда, в которой все составляющие – пилоты, шасси, двигатель – будут представлять одну нацию и выведут эту нацию в лидеры мирового автоспорта. Идея весьма привлекательная; однако, как известно, благими намерениями вымощена дорога вовсе не к славе...
Тем не менее Прост был непоколебим. 14 февраля 1997 года он приобретает команду Ligier и создает на ее базе свою собственную «конюшню» Prost Grand Prix. Первый сезон будет считаться «переходным», так как болид Prost JS45 с двигателем Mugen-Honda создавался еще прежними хозяевами. Однако уже на сезон 1998 года подписан трехлетний контракт с Peugeot на эксклюзивные поставки двигателей.
Как ни странно, «переходный» сезон оказался самым удачным в истории команды. Это было обусловлено многими факторами. Во-первых, команда Ligier, на базе которой и была создана Prost GP, была далеко не аутсайдером. За двадцать лет своего участия в Ф-1 болиды Ligier завоевали 9 побед и 9 поулов, а лучшим достижением этой команды было 2-е место в чемпионате 1980 года. Бывали у Ligier и провальные годы, однако на роль крепкого середнячка команда претендовала всегда.
Во-вторых, вместе с командой Прост приобрел и как минимум одного талантливого пилота – Оливье Пани. Молодой француз только что, в сезоне-96, одержал свою первую (и единственную) сенсационную победу в Гран-при Монако, и считался одним из самых перспективных гонщиков в Ф-1. Вторым пилотом стал японец Cиндзи Накано, протеже Honda, который заменил другого «рента-драйвера» Педро Диница.
Итак, начало сезона-97 выдалось на удивление неплохим. В первых шести гонках Пани зарабатывает 15 очков, среди которых шесть – это второе место в Гран-при Испании. Однако страшная авария на Гран-при Канады выводит Оливье из строя на ближайшие семь гонок – переломы ног так просто не лечатся. Тем не менее заменивший Пани итальянец Ярно Трулли выступает также довольно уверенно, и сезон команда заканчивает на 6-м месте в Кубке конструкторов, завоевав 21 очко (16 – Панис, 3 – Трулли, 2 – Накано).
Обманутые ожидания
1998 команда встречает с оптимизмом. Представлен первый самостоятельно спроектированный и созданный болид Prost Peugeot AP01. Команда переезжает на новый завод, и персонал численностью в 80 с небольшим человек начинает стремительно увеличиваться – к июню в штате Prost GP уже 150 боевых единиц. Пилотами команды становятся Пани и Трулли. Кроме того, в июле заключается контракт с конструкторской компанией В3; ее владелец Джон Барнард становится техническим консультантом Prost Grand Prix. Вместе с Барнардом в процесс создания новой машины вовлечены 30 человек его фирмы.
Однако несмотря на все эти новшества, сезон заканчивается полным провалом – 9-е место в Кубке конструкторов и всего лишь одно зачетное очко, заработанное Ярно Трулли в Бельгии. Идея «французской команды» начинает трещать по швам – Ален вынужден нанять еще одного британца, Алана Дженкинса. Его подключение к команде ставит перед собой целью добиться длинного периода стабильности и развития. С этой же целью в Prost GP остаются и оба пилота.
Новый болид АР02 был спроектирован Лоиком Бигуа (нынешним аэродинамиком Brawn GP) в сотрудничестве с В3, и на этот раз машина действительно стала определенным шагом вперед. По крайней мере, 7-е место в Кубке конструкторов по окончании сезона-99 является косвенным тому подтверждением. Однако скептики не преминули заметить, что из 9 очков, позволивших занять это самое 7-е место, 6 заработаны Ярно Трулли на безумной дождевой гонке в Нюрбургринге (тот Гран-при Европы болельщики запомнят надолго – именно тогда, пользуясь сходами практически всех лидеров, Джонни Херберт принес команде Stewart первую и единственную в ее истории победу. А Трулли настолько же случайно финишировал вторым). Так что будущее команды рисовалось в не очень-то радужных тонах.
Пожар по плану
И скептики оказались правы. Из команды ушли оба пилота – Трулли «на повышение», в гораздо более благополучный Jordan, а Пани так и вовсе тест-пилотом в McLaren – а что, славы, конечно, никакой, зато деньги платят исправно и работа не пыльная. Просту срочно были необходимы гонщики, но все, что он смог найти на рынке труда – это предпенсионного возраста Жан Алези и молодой, но, как принято говорить, «перспективный» чемпион Формулы-3000 Ник Хайдфельд
Потенциально дуэт, в общем-то, неплохой. Сплав опыта и молодости, и все такое прочее... На деле все оказалось по-другому. Жан и Ник не сошлись характерами, болид АР03 оказался полной развалюхой... А тут еще и Peugeot окончательно утратила интерес к Формуле-1, обратив все свои силы на завоевание победы в мировом раллийном чемпионате WRC (отметим, что как раз это французским моторостроителям удалось). В итоге пилоты Prost если чем и запомнились, то массой вылетов и столкновений, причем зачастую друг с другом. Результат – ноль очков, последнее внезачетное место в чемпионате (даже хуже извечного аутсайдера Minardi!) и минимальные перспективы.
Однако судьба дала Просту еще один шанс – на сезон 2001 года был заключен контракт о поставке «клиентских», то есть прошлогодних (чемпионских!) моторов Ferrari. Уже на первых зимних тестах Алези, оставшийся в команде, показывал вполне приемлемые результаты, и горизонт, казалось, расчистился. Вот только со вторым пилотом вышла незадача – аргентинец Гастон Маццакане убедительно доказал, что он является классическим примером водителя «плати-и-езди»: много денег, мало таланта. После четырех Гран-при с ним пришлось расстаться и взять взамен бразильца Лучано Бурти.
К сожалению, в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью Прост не смог. Алези хоть и завоевал четыре зачетных очка, но при первой возможности сбежал в Jordan; Бурти запомнился лишь двумя самыми яркими в сезоне-2001 авариями. Год заканчивали два совершенно других пилота – Хайнц-Харальд Френтцен и Томаш Энге, но и они славы не снискали.
В итоге зима 2001-2002 годов стала последней в недолгой истории Prost GP. К решению о роспуске команды Ален шел долго, до самого конца предпринимая отчаянные попытки остаться на плаву. К чести сотрудников команды, они до последнего поддерживали своего босса, устраивая чуть ли не демонстрации протеста на виду у французского правительства. Впрочем, в нашем жестоком мире верность и преданность порой не стоят ничего – зимой 2002 года команда Prost Grand Prix была официально объявлена банкротом и прекратила свое существование.
Статистика выступлений Prost Grand Prix в Формуле-1:
Всего чемпионатов: 5
Лучший результат в чемпионате: 6-е место, 1997
Всего проведенных Гран-при: 83
Лучший результат в Гран-при: 2-е место, ГП Испании-97 и ГП Европы-99
Всего пройдено: 7430 кругов (35570 км)
Всего подиумов: 3
Всего очков: 35
Всего лидировала по ходу Гран-при: 1 раз
Кругов лидирования: 37
Километров лидирования: 160
Владимир Некрасов
|