ProAvtoSport
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Читатель | RSS
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Статьи на какие темы Вы, хотели бы видеть на нашем сайте?
Всего ответов: 138
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Октябрь » 2 » Страницы истории мирового автоспорта. Немного анализа и философии о становлении современного ралли.
23:19
Страницы истории мирового автоспорта. Немного анализа и философии о становлении современного ралли.

Мировое ралли достигло небывалого развития и сумасшедшей популярности. Сейчас уже,  даже семилетний мальчик, несколько раз с папой посмотрев обзор WRC, знает кто такой Себастьян Лоеб. Бюджет содержания команды в Мировом чемпионате вот скоро уже приблизиться вплотную к бюджету команды Формулы-1. Есть небольшой выход из этой ситуации: класс N4 (игра для богатых и спасение для бедняков).

   А ведь около полувека назад этого всего не было. На старт ралли, выходили абсолютно серийные, стандартные автомобили. Не требующие почти никакой подготовки. Зачастую,  доработке подвергалась лишь ходовая часть. Такую невысокую требовательность к автомобилям, можно объяснить не высоким в то время статусом ралли да и всего автоспорта в общем-то. О чем говорить,  если первый чемпионат Европы по ралли был проведен в 1953-м году. Не кривя душой, можно отметить, что этот чемпионат был больше похож на любительские покатушки. Ни одна из заводских команд в нем не стартовала. Мало кто понимал, что автоспорт (в данной ситуации ралли) -  это замечательный коммерческий полигон, который вполне способен поднять продажи автомобиля, сделать его культовым, желанным, популярным продуктом.

   В серьёз, заводских производителей,  Ралли привлекло в далеком 1960-м году. Первой из них была французская Renault, под маркой которой продавалась модель Alpine (статью об этом автомобиле Вы уже читали на нашем сайте). Этот автомобиль проектировался с возможностью участия в ралли.  Спустя 13 лет, когда FISA (сейчас FIA) провела первый чемпионат мира по авторалли. Автомобиль Renault Alpine А110 сходу стал безоговорочным лидером. Конкуренцию во главе с французом Жаном-Клодом Андруе, смог составить лишь финн Ханну Микола на Ford Escort RS 1600.

   С момента старта мирового первенства, стало ясно, что лидерство в Мировом чемпионате будет не за серийными автомобилями, а за специально спроектированными для ралли прототипами.

   Вторым,  же таким триумфатором стал легендарный итальянский автомобиль Lancia Stratos,  (который к слову станет родоначальником легендарной гигимононии итальянского концерна FIAT в мировом ралли).

   В 1979-м году, федерация, разрешает заводам использовать полно приводную трансмиссию в ралли. А через год, в нормативной документации ралли, появляется новый класс (немного эволюционированный от класса 4) – группа Б. На трассы мирового ралли вышли абсолютно новые, специально созданные для этой дисциплины, обладающие невероятной мощностью автомобили. Это начало нового этапа развития ралли, новой эры,  новой эволюции.

   Этот класс был доступен далеко не всем. А только лишь заводским командам, с огромным бюджетом, который они могли бы трать только на свою раллийную программу. К таким можно отнести: Audi, Peugeot, Lancia, MG-Austin, Ford, Renault.  Однако понятно, что это далеко не все команды желающие стартовать в ралли, именно для последних и был создан класс N. Обязательно для этого класса: устройства безопасности, все остальное – в строгих технических рамках. Все детали. Установленные в автомобиле, должны быть предусмотрены для использования на дорогах общего пользования. Сама же категория делилась на 4 класса

Класс N1 – автомобили с объемом двигателя до 1400 куб/см

Класс N2 -  автомобили с объемом двигателя до 1600 куб/см

Класс N3 – автомобили с объемом двигателя до 2000 куб/см

Класс N4 -  автомобили с объемом двигателя свыше двух литров, или с двухлитровыми двигателями с турбо наддувом.

   Также, за счет стандартной серийной группы, Федерация хотела поднять и уровень национальных чемпионатов. Но функционеры из федерации не предполагали одного. Того, что на этих автомобилях национальных групп, пилоты  будут стартовать в чемпионате мира по авторалли. Здесь случился довольно смешной курьез:

   В 1982-м году, на первом этапе Чемпионата Мира по авторалли, проходившем в Монте-Карло заявилось всего 300 экипажей, из них 60 были заявлены в группе N.  Ведь международной омологации на эти автомобили не предполагалось и каждая страна их регистрировала  в различных комплектациях. Было смешно конечно, когда одни и теже модели марок приехавшие из разных стран имели разные габаритные размеры! Конец этому всему был положен Федерацией в следующем году, когда свет увидел лист международной омологации. А в 1987-м разыгрался первый Кубок Мира среди автомобилей группы N.

К концу 1986-го года, прекращает свое существование феноменальная группа Б. Двигатели этих прототипов развивали уже гигантские 500 лошадиных сил. Эти машины становились все быстрее и быстрее. Что в конце - концов привело к тому, что автомобили попросту перестали подчиняться пилотам. Одна авария за второй. Ужасные катастрофы, в которых гибли и пилоты и зрители. Все эти факторы привели к тому, что в 1987-м году, Федерация FIA свернула группу б. Хотя именно благодаря этому классу, престиж и зрелищность ралли здорово возросло. Да что там…ралли стало по популярности догонять формулу-1. Ралли в то время вышло из под контроля функционеров, ведь федерация сконцентрировалась практически полностью на королеве автоспорта –формуле-1.

Многие корифеи ралли называют это основной причиной закрытия группы б. Когда в ней федерация разрешила практически все. Автомобили должны были только соответствовать весу и лишь издали напоминать своих серийных собратьев. В этом классе, впервые в ралли был использован и полный привод и авиационные материалы. Однако время этого класса вышло и естественно развитие ралли на этом не остановилась.

И так, 1989-й год. На арену мирового ралли, выходит новая категория, которая попросту находилась в тени своей предшественницы – группа А.

А спустя десять лет, группу А заменяет нынешний класс WRC. Что он предполагает под собой? Практически это таже группа А, но немного усовершенствованная: ограничение по мощности в 300 л.с., двухлитровый турбо мотор, полно приводная трансмиссия да и что не маловажно конечно, довольно развязанный технический регламент. К примеру, серийный образец может и не иметь полного привода и турбины, да и двигатель может не иметь ничего общего с серийным аналогом. Разрешается применение кевларовых панелей кузова, свободное расположение трансмиссии.

   А что же класс N? К 2000 - му году,  он превратился в очень серьезное соревнование. Команды стали стартовать только на мощных и полно приводных автомобилях класса N4. Вообще,  полно приводных автомобилей выпускается довольно много. Но мировой чемпионат в этом классе стал интересен только двум японским производителям: Subaru и Mitsubishi.  Некоторое время назад, ходили слухи, что федерация закроет этот класс. ..но нет…федерация дала ему новую жизнь, присвоив ему новый высокий статус – статус чемпионата мира по авторалли на серийных автомобилях группы N Production World Rally Championship (PWRC).

Этот класс дал большую интригу ралли. Началась борьба между Subaru и Mitsubishi. Однако это уже в нашем продолжении к этой статье.

Схватка между Subaru и Mitsubishi.

Лет десять назад, мы могли бы увидеть в национальных раллийных первенствах автомобили класса WRC, однако после того как FIA выпустила рекомендационное письмо, в котором значилось, что федерация рекомендует запретить участие автомобилей класса WRC, в национальных первенствах, эти автомобили стали понемногу исчезать с наших трасс. В Украине, например, последний раз,  эти автомобили стартовали на ралли «Столица». В далеком 2004-м году.

   Головка абсолютного зачета в национальных первенствах наполнилась все теми же Subaru Impreza  и Mitsubishi Lancer. Битва этих марок сегодня настолько же принципиальна,  как скажем битва Honda и Toyota в формуле 1 как поставщиков двигателей,  или же как битва Chevrolett  с Ford на американском рынке. Отметим. Что очень долгое время война за покупателей была за Mitsubishi, во многом конечно же благодаря отлично развитой «раллийной» дилерской сетью: представительства британского RallyArt разбросаны по всему миру, второе место занимает немецкая Gatmo – которую предпочитают российские пилоты. В Украине, долгое время подготовкой раллийных Mitsubishi занималась днепродзержинская команда «МСК», во главе с Валерием Разумовским, однако несколько лет назад ее сменила днепропетровская Evo Racing.

А Subaru, долгое время готовила лишь английская команда Prodrive. В Украине, автомобили с плеядами на капоте готовились покойным Андреем Александровым и его командой инженеров АТ-Rally.  Сейчас же подготовкой Субару в Украине занимается Днепропетровская команда Elita Sport. В национальных чемпионатах, многие команды готовят свои автомобили сами в России, например,  это и Станислав Грязин (Mitsubishi) и Андрей Жигунов (Mitsubishi) и Сергей Успенский (Subaru), а в Украине это Валерий Горбань, Валерий Разумовский, Андрей Александров.

Немного о подготовки автомобиля по категории N4.

Подготовка мотора исключает любые конструктивные изменения. В регламенте прописана ограничительная шайба-рестриктор на впуске с внутренним диаметром 32 мм. Она снижает мощность мотора почти на 30 л.с. Но так - как менять программу управления двигателем разрешено, то свести потерю тяги к минимуму можно коррекцией давления наддува и состава смеси.

В коробке передач можно «перетряхивать» все содержимое, но с одним условием — число зубьев на всех парах и, соответственно, передаточные числа должны оставаться стандартными. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, заводы омологируют несколько вариантов коробок под различные типы трасс, а на гоночные машины ставят кулачковые коробки.

В подвеске можно менять только пружины и амортизаторы, а рычаги и сайлент-блоки остаются серийными. Поэтому подвесочный «заряд» тоже непрост — например, только комплект популярных у гонщиков амортизаторов Ohlins обходится в $15640. Тормоза, как и подвеска, тоже подбираются под каждую трассу.

Ну а чем же все-таки отличается Subaru Impreza от Mitsubishi Lancer? Что же из них лучше?

Джордж Дональдсон (координатор раллийной программы Subaru в группе N): «Lancer отличается более высокой скоростью и мощностью двигателя, но Impreza отыгрывается за счет более высокого крутящего момента. Согласен — в управлении Lancer проще. Однако, побеседовав с пилотами, мы поняли, что в конечном итоге Impreza может быть более быстрой. Просто для этого нужна более кропотливая работа с настройками».

Дэвид  Эвлес  (директор по продажам RallyArt): «У Subaru хуже мотор, —Зато Impreza выгодно отличается симметричной компоновкой с расположенными продольно оппозитным двигателем и коробкой передач. Но поскольку стандартная Impreza обладает менее впечатляющими ходовыми качествами, нежели Lancer, она обязательно требует кулачковой коробки передач. В итоге машины получаются примерно равными по скорости, но Subaru обходится дороже».

   Кулачковые коробки передач, кевларовые панели кузова. Все это отдаляет класс N4 от того, как его позиционировала FIA в самом начале учреждения. От класса практически серийных автомобилей. Автомобили очень быстро совершенствуются, а в регламенте с каждым годом все больше и больше послаблений. Оба автомобиля оснащаются межосевым дифференциалом с электронным управлением – началась гонка программного вооружения. Под ту или иную гонку применяют другие «мозги».

   Подавляющие число пилотов в национальных классах – это бизнесс драйверы. Для них – это очень реальная возможность почувствовать себя гонщиками серьезного чемпионата за вполне разумные для них деньги…

 

 

Кирилл Гаркуша (kirdndz).

Автор, оказывает благодарность Разумовскому Валерию Каземировичу,

 за помощь при подготовке материалов и статьи.

Просмотров: 11472 | Добавил: kirdndz | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • proavtosport©2024