Ралли является одним из самых ярких и красочных
дисциплин в автоспорте. Сегодня мы хотели бы остановиться именно на нем. Наш
сегодняшний материал не такой, как
обычно. В нем не будет статистической информации. В данном материале мы хотели
бы уделить внимание 12 автомобилям, которые, на наш взгляд, оставили весомый след в летописи истории мирового
авторалли.
Mini Cooper S (c 1962-1970).
В начале 60-х годов
конструктор британской компании British Motor Corporation Алек Исигонис получает задание спроектировать малый,
бюджетный и экономичный автомобиль. Кто бы мог подумать, что из этого малыша уже
через несколько лет получится выдающийся раллийный автомобиль. Автомобиль имел
передний привод, поперечное расположение двигателя, а спортивная версия Купера
получила мировую премьеру дисковых
тормозов. Проектирование спортивной версии малыша было поручено конструктору
Формулы-1 Джону Куперу, который с успехом
справился с задачей.
Первый старт
пришелся на 1962-й год и практически сразу же пришли и победы. (за 1962-й год
три первых места).
1963-й год, финский
пилот Райно Аатконен, выигрывает ралли Монте-Карло, 3-е место на ралли
Акрополис и 2-е место в ралли 1000 озер.
В следующем 64-м
году, мощность двигателя достигла уже 70 л.с. и снова сезон начался с победы на
ралли Монте-Карло. Сезон 1964-го года принес немало ярких побед британской команде.
В 1965-м году,
Райно Аатконен выигрывает Чемпионат Европы, Чемпионат Мира в то время еще не
проводился. До конца 60-х годов, Мини постоянно сверкал на раллийных трассах,
однако уже к началу 70-х его сменили заднеприводные конкуренты с более мощными
двигателями.
По сути, команда
Купера, является первой полноценной, настоящей заводской раллийной командой.
"Renault Alpine” А110 (с 1962 года).
Этот автомобиль дебютировал в ралли в 1963-м году. И уже
первые старты этого маленького автомобильчика заставили соперников «понервничать».
Автомобиль был подготовлен частной спортивной командой, основанной отцом и
сыном Редель. Машина оказалась более чем удачной: легкие кузовные панели из
фибергласа были «надеты» на легкий, но
прочный трубчатый каркас. Автомобиль получил задний привод, что было характерно
для спортивных автомобилей тех времен и заднемоторную компоновку. Не смотря на
крошечный объем двигателя всего лишь в 1100 куб.см, машинка была устойчивой в
поворотах и на прямых участках. Из года в год, автомобиль эволюционировал и в
конце концов его двигатель получил объем в 1800 куб. см и мощность в 175 л.с. В 1983-м году, Alpine A110 стает первым в мире
победителем в Зачете производителей, оставив позади Porsche, Lancia, Ford. Но увы, нефтяной кризис 1973-его
года нанес удар по частной Alpine,
команда была продана концерну Renault.
Но вместе с продажой
французам прошел и экономический кризис и гегемония Alpine A110 на раллийных трассах. Ситуацию не спасла даже
новая модель команди Renault Alpine”
А310.
«Ford Escort» RS1600/RS1800 ( с 1968-1982 гг.)
В
эти года, чемпионат мира еще не проводился и вершиной считался чемпионат Европы
по ралли. Модель Ford Escort RS
1600 по сути начала побеждать уже с первой гонки. Спустя два года, в 1970-м
году, мощность двигателя составляла уже 170 л.с. в паре с задним приводом.
Автомобиль дважды ставал победителем и в конце 1970-го года, выигрывает
легендарный марафон «Лондон-Сидней». Именно для этого марафона командой Форд
была подготовлена специальная модификация автомобиля Ford Escort RS 1800 и в том же году,
заводской фордовский пилот стает чемпионом мира по ралли.
В 1972-м году,
стартует новая модификация Эскорта с 2-х литровым мотором, мощность которого
составляла уже 240 л.с. И первая победа не заставила долго ждать себя – RAC Rally – триумф заводской
команды Форд и в этом же году первое звание чемпиона среди марок.
А в 1981-м году на
все том тоже Ford Escort RS
1800 чемпионом становится экипаж Ари Ватанена-Дэвида Ричардса из частной
конюшни Rothmans-Ford, соучредителем которой выступил Ричардс. В 1981-м году, экипаж выиграл чемпионат,
а Ари Ватанен стал первым чемпионом-пилотом частной конюшни.
«Lancia Stratos» (1972-1974 годы)
Этот автомобиль надолго вошел в историю мирового ралли во многом благодаря своей необычной форме.
Легкие пластиковые панели, в паре с V-образным двигателем от Ferrari Dino, поперечная компоновка двигателя, в
паре с задним приводом. Автомобиль был
прекрасно сбалансирован и победы с подиумами были совсем не за горами. В испытаниях
этого ралли-кара принял участие чемпион мира в классе Формула-1 Эмерссон
Фитипальди. Первые победы начались практически с первыми стартами:победа на
ралли «Тур де Корс», «Тарга Флорио» и экипаж Мунари-Манучи стал чемпион в 1974.
Команда триумфовала
в 1972, 1974, 1975-х годах. Но автомобиль вскоре пропал с раллийных трасс
мирового ралли. Концерн ФИАТ, который к тому времени уже был владельцем
компании Lancia, принял
решение о самостоятельном участии в чемпионате мира по авторалли. Даже в руках
частных пилотов Стратос не сдавался, а благодаря итальянской команде Shardonet было завоевано
несколько ярких и не забываемых побед, среди которых тяжелое ралли Тур де Корс
и легендарное Монте-Карло.
«Audi Quattro» (с 1981 года).
Этот автомобиль по праву можно считать
передовиком раллийных технологий. Видь именно на нем, в 1981-м году впервые был
установлен полный привод. Команда ярко показала, что значит доминация передовых
технологий. Первый старт и практически сразу же первая победа на этапе
чемпионата мира. Ханну Микула и Мишель Мутон практически не оставляли шансов
соперникам попасть на подиум. Результат первого сезона в чемпионате мира по
авторалли – 3 победы и три подиума.
1982-й год, 7 побед,
четыре из которых завоевал женский экипаж Мишель Мутон – Фабриция Понс.
Ауди постоянно
работала над модернизацией своего оружия и спустя всего лишь год, презентовала
новую модификацию – короткобазную по сравнению с предшественницей Audi Quattro. При объеме в 2.4
литра, двигатель развивал уже целых 360 л.с. Автомобиль, благодаря укороченной
базе, ощутимо потерял в управлении, пилот Ауди – Ханну Микола все же стал
чемпионом мира.
1984-й год, легендарный Стиг Бломквист стаем чемпионом мира
за рулем Quattro, а
Ханну Микола одерживает 2-е место. Результат просто ошеломительный.
1985-й год, команда все же решила проблемы с управляемостью
и улучшением прижимной силы. Немцы
омологировали специальную версию Ауди, Audi Quattro S1. Автомобиль получил огромные бампера,
а мощность двигателя достигала теперь уже чудовищных 450 л.с. Однажды на
финишной пресс-конференции одной из гонок у Ханну Миккиолы спросилили: «Как Вам
ускорение, которое развивает Quattro S1
?», он ответил: «Представьте, что вы стоите на светофоре и горит желтый свет, Вы
раскручиваете двигатель до 6000 об/мин, загорается зеленый свет, Вы отпускаете
сцепление…ускорение такое, что кажется будто сзади Вас ударил большой пятитонный
грузовик». Но, не взирая на все это, время
Audi Quattro S1 уже безвозвратно прошло. Его сменила
эра специально подготовленных к ралли спортивных прототипов.
«Peugeot 205 Т16» (1984-1988 годы)
Этот автомобиль, не
смотря на крошечные размеры как для раллийного автомобиля тех времен, выдался довольно успешным. Средне моторная
компоновка в паре с постоянным полным приводом – вот один из секретов его
успеха.
Уже в первой же
для 205 Т16 гонке, Ари Ватанен «вез» ближайшему преследователю около 5 минут.
Возможно разрыв бы и увеличился…если бы не обидная авария под занавес гонки. Но
фурор уже был произведен. Финский пилот на асфальте, да еще и на необкатаном толком автомобиле
творил чудеса. А соперникам только и оставалось, что «протирать глаза».
Из последних
четырех этапов первого для Peugeot
205 T16 сезона на трех
были заняты первые места.
Перед началом
1985-го года, Вальтер Рерль буквально просился в молодую команду, но директор
команды и идейный вдохновитель 205-го Жан Тодт ответил отказом: «Пускай все
думают, что результат везет не быстрый пилот, а наш быстрый автомобиль.»
Результаты не заставили себя долго ожидать: 1985-й год Тимо Салонен, становится
чемпионом мира, а Peugeot победителем в зачете марок. Следующий 86-й год, первенство выигрывает финский пилот Юха
Канкунен на 205-м, а первенство в кубке производителей снова достается
французам. О немцах из Ауди уже никто не вспоминал…
Когда Ари Ватанен
впервые сел за руль Пежо, проехал два боевых километра, он был не просто
удивлен: «Я не знал, что кузовная машина может ездить настолько быстро…»
В 1987-м году, FISA (нынешняя FIA) приняла решение о
закрытие группы Б и французские львы во главе с Жаном Тодтом приняли решение о
стартах в легендарном марафоне Дакар, видь закапывать такой клад, коим считался
Peugeot 205 T16 просто грех…На Дакаре
команду тоже ждал успех, однако, это уже совсем другая история…
"Lancia Delta HF Integralle” (1982-1992)
После закрытия в
1986-м году «Группы Б», как класса
раллийных автомобилей – вершиной мирового ралли стала Группа А», для омологации
по которой требовалось заводу-изготовителя выпустить 5000 автомобилей. Компания
Лянча еще с 1982-го года постоянно
занималась модернизацией хэтчбэка Дельта, поэтому такой автомобиль у итальянцев
уже был.
К 1987-му году в
руках итальянской конюшни уже был прекрасно сбалансированный, надежный и
конкурентно способный автомобиль Lancia Delta Integralle. Первый же год закончился триумфом для Лянчи, как в зачете производителей, так и в кубке пилотов. Вообще же итальянская
команда одержала целых 6(1987-1992) титулов в кубке производителей и 4
чемпионских титулов среди пилотов.
В 1992-м году команда Lancia Martini Racing к огромному сожалению своих многочисленных
фанов официально объявляет о закрытии своей раллийной программы. И команда Lancia Martini одерживает свою последнюю победу в тяжелой
борьбе с заводскими Toyota,
Mitsubishi, Subaru, выступая при этом без
поддержки завода.
"Subaru Impreza” (1993-начало 2000 гг)
В 1990-м году японская команда проводит первый полноценный
сезон в чемпионате мира по авторалли на модели Subaru Legacy. По ходу сезона «плеяды»
одержали не мало ярких побед, однако в
конце 92-го года японцы приняли решение о смене модели для участия в раллийных
первенствах.
В 1993-м году на ралли 1000 озер в Финляндии дебютирует
новая модель Субару - Subaru Impreza,
которая с первых же боевых километров сумела показать выдающийся результат – 2-е
место в абсолютном зачете по итогам гонки.
1994-й год, в
команду переходит «испанский матадор» Карлос Сайнс. И снова триумф. Экипаж
Карлос Сайнс-Луиз Моя одерживает первое место на ралли Новая Зеландия и выигрывает
британский этап, а по итоговым результатам сезона занимает 2-е место в кубке
пилотов. Команда Subaru World Rally Team также
стает серебряным призеров в кубке производителей. Но самым удачным для японской
команды выдался сезон 95-го года:
Макрей, Сайнс выигрывают на двоих 5 из 8 этапов первенства, Макрей становится
чемпионом мира, а команда Субару выигрывает кубок конструкторов. Последующие
96-97-е гг. «Плеяды» также уверено громят конкурентов.
1997-й год, пилоты
Субару выигрывают Ралли «Монте-Карло», «Ралли Швеция», тяжелейшее кенийское
ралли «Сафари», «ралли Италии», Австралии и «Ралли Великобритании».
Через год, Субару
меняют модельную линейку, и новая Импреза успеха повторить так и не смогла.
Пилоты Плеяд: Ричард Бернс в 2001, в 2003-м Петер Солберг смогли стать
чемпионами, но за активно набирающими темпы французами из Пежо и Ситроен японцы
угнаться так и не смогли.
"Toyota Celica ST-185”
(1992-1994гг.)
Селика ST-185 дебютировала в
чемпионате мира на ралли Монте-Карло в 1992-м году. Автомобиль получил название
"Carlos Sainz Editor”
в честь великого испанского пилота, выигравшего на «тойоте» свой чемпионский титул 90-го года. Сайнс
одерживает три победы на этапах, которых
ему оказалось вполне достаточно для второго чемпионского титула, а команда Toyota Team Europe заканчивает чемпионат на втором месте в кубке
производителей.
1993-й год принес «тойоте» большие кадровые перестановки
среди пилотов. В итальянскую «лянчю» уходит Карлос Сайнс, а оттуда на замену
ему приходят Дидье Ориоль и Юха Канкунен. На
одном из самых сложных ралли – Ралли Сафари, тойотовцы выставили сразу четыре
экипажа во главе с финном Юхой Канкуненом. Результат – безоговорочная победа
финского пилота, а остальные три экипажа заняли второе, третье и четвертое
места соответственно, доказав тем самым, что «тойоте» нет равных на забойных
африканских дорожках. Следующие два года «силика» смогла выиграть Кению даже с не заводскими
экипажами, машине в Африке попросту не было равных. Но все эти многочисленные
победы не были такими легкими, как может показаться на первый раз. В спину «тойотовцам»
уже вплотную начинали дышать
подтягивающиеся соперники из «субару» и набирающего обороты «форда» . «Лянча» к тому времени немного сдала
свои позиции.
С этими соперниками
европейское подразделение «тойоты» сражалось и в чемпионе 94-го года. И снова
триумф, причем, как и в личном так и в
командном зачете. Канкунен выигрывает ралли Португалии, а в Кении одерживает
победу местный пилот, заангажированный на домашнее ралли. Дидье Ориоль привозит
три подиума на Корсике, Сан-Ремо и Аргентине, упорно борясь с все
прогрессирующей Импрезой испанца Карлоса Сайнса. Командный титул был добыт еще
до окончания чемпионата на гонке в Сан-Ремо. А чемпионский титул Дидье Ориоль выигрывает
на последнем этапе в Великобритании, где французскому ассу удалось все же чудом
довести изрядно покалеченную «силику» 6-ой до финиша.
Уже в следующем
1995-м году, пилоты пересели на обновленную «силику», но как потом покажет
время, этой машине так и не удалось
повторить и превзойти успех своей предшественницы…
Продолжение следует… Кирилл Гаркуша (kirdndz).
|