
Первые
дни мая на века окрашены в черный цвет. 2-го мая 2010 года исполнилось 25лет со
дня гибели Аттилио Беттеги и 24 года со дня корсиканской трагедии, в которой
погиб экипаж Хенри Тойвонена – Серджио Кресты. Все трое спортсмена были
заводскими пилотами Martini-Lancia и выступали соответственно на Lancia 037 Rally/Lancia Delta S4.
2-го мая 1985-го года в 10:45 утра по
местному времени, экипаж Беттега – Периссино вышел на старт очередного
спецучастка «Zerubia-Santa Giulia», занимая четвертую строчку в общей
классификации. Спустя 30 километров в затяжно скоростном правом повороте Lancia 037 вылетает с трассы, ударяясь
водительской стороной об внушительных размеров дерево, машину отбрасывает в
овраг, где она ударяется крышей о дерево. 
Штурман в аварии не пострадал и сумел
самостоятельно выбраться из покореженного болида, а вот Аттилио помочь уже не
смогли. Прибывшая через 20 минут скорая смогла только лишь констатировать
смерть.
Спустя год на ралли "Tour De Course”, настает черный день для Lancia. К 18-СУ «Corte-Taverna»
финнско-американский экипаж лидировал практически с трехминутным отрывом от
ближайшего преследователя. В левом повороте на спуске Коль Д`Оминанда, Дельта
Тойвонена врезается в каменных бортик, перелетает через него и катиться вниз по
склону. Ударившись внизу об дерево, машина загорелась и взорвалась. У экипаж не
было ни единого шанса – они даже не успели отстегнуть привязные ремни
безопастности.
 Причина катастрофы по сей день так толком и
неизвестна. Из-за недавней аварии и
полученных травм, Хенка (как его звали болельщики) ехал на обезболивающих,пПлюс
ко всему незадолго до старта гонки
Тойвонен подхватил грипп и в гонке стартовал с 40 градусной температурой – это
очень здорово могло сказаться на исходе этапа.
После СУ 17 экипаж прибыл в зону сервиса
внешне спокойным, но всех беспокоило физическое состояние Хенри Тойвонена.
Команда механиков проверила автомобиль, установила выбранный экипажем комплект
сликов, и выпустила автомобиль на
трассу. Через короткий промежуток времени пошел дождь, а с ним и град.
Через несколько минут после старта экипажа
пришло сообщение, что экипаж не финишировал. В отсутствии свежей информации,
представителям команды Martini-Lancia приходилось довольствоваться обрывками
новостей поступающих в штаб ралли от команды-соперницы «Team Renault». Совсем скоро, жандармерия сообщила,
что гонка по спецучастку остановлена из-за несчастного случая с экипажем №4
Тойвонен-Кресто. К прибывшему на финиш Renault 5 Turbo Maxi, подбежали журналисты и услышали
жуткое… «Lancia
взорвалась, экипаж сгорел,
бедный Хенри»…

…Экипаж уверенно шел с лучшим временем,
опережая второго на целых 45 секунд. Из 16-ти СУ, которые закончил экипаж 12 –
выиграл, по одному второму и третьему месту, 2 четвертых. И это при всем
при том, что пилот ехал с постоянно
растущей температурой и простудой.
Версий
происшедшего достаточно много. Вот, несколько из них:
Мишель
Мутон – «Тот самый коварный левый поворот, я в
своей стенограмме отметила двойными восклицательными знаками. Достаточно немного ошибиться и машину
сносит».
Тимо
Салонен – «На этом допе есть два одинаковых поворота,
но с разными выходами из них. Хенри мог попросту спутать один с другим».
На этом этапе Lancia Delta неукомплектовывалась защитой днища, это
и привело к пожару и к взрыву. Для
лучшей развесовки в машине топливные баки располагались под пилотами,
естественно, после удара и детонации самого топлива, экипаж не имел ни единого
шанса на спасение.
Эти две аварии
положили конец великой группе Б, которая подарила нам столько ярких моментов.
Но вместе с тем принесла шальную скорость и опасность. И кто знает, какое бы
сейчас было ралли, если бы не череда трагедий 1985-1986 годов.
 После окончания
«Rally Tour de Course» 1986-го года ст.№4 под которым в 85-м
году стартовал Аттилио Бетегга, а годом позже Хенри Тойвонен девять лет не
использовался на Тур де Корсе. Его вернули в строй лишь в 1995-м году.


Кирилл Гаркуша (kirdndz).
|