Херсонские гонки всегда были одними из самых противоречивых
в истории украинского ралли, и «Чумацкий Шлях» образца 1998 года не стал
исключением из этого правила.
Основная претензия, возникающая у спортсменов и поныне –
слабая организационная составляющая херсонских ралли. Читая газетные и
журнальные вырезки 13-летней давности, не перестаешь удивляться: столько лет
прошло, а проблемы все те же! Интервью, комментарии гонщиков словно написаны
под копирку: «Интересная трасса, сложная гонка – но уровень судейства,
организации, перекрытия не выдерживает критики». И все же, все же… Несмотря на
вышесказанное, мы включаем «Чумацкий Шлях-1998» в список лучших гонок в истории
раллийной Украины – потому что с точки зрения спортивной борьбы и драматургии
соревнования это было действительно одно из интереснейших ралли своего времени.
Общая диспозиция
14 лет назад
«Чумацкий Шлях» представлял собой куда более разнообразное с точки зрения
трассы соревнование, нежели это принято сейчас. Гонка шла в три дня, причем
первый был посвящен асфальтовому прологу, проходившему по аллеям парка в центре
города. Второй день начинался с хорошо знакомых нынешним болельщикам
«параллельки» и следующего за ней СУ «Степь», а продолжался далеко за городом,
на тяжелых песчаных допах «Полигон» и «Казачьи Лагеря». Отметим, что именно
«Лагерям» досталось больше всего критики от спортсменов, которым больше
пришлись по душе быстрые спецучастки третьего дня гонки – возможно, из-за этого
данный доп вскоре перестали включать в маршрут «Шляха». В общем же дистанция
трехдневного ралли составила 359
км, из которых 120 пришлись на специальные участки. О
трудности трассы, кстати, говорит и тот факт, что из 21 экипажа, вышедшего на
старт, до финиша «Чумацкого Шляха-98» добрались лишь 11.
Дебют: Салюк-младший
К осени 1998 года
Александр Салюк-младший был если не состоявшимся, то весьма громко заявившим о
себе гонщиком. На тот момент, о котором идет речь, в его активе уже был титул
чемпиона в автокроссе и статус лидера кольцевого чемпионата (причем топового, 12-го
класса). Да и в ралли Саша не был новичком, проведя уже четыре гонки в роли
штурмана. Однако именно «Чумацкий Шлях» 1998 года стал первой раллийной гонкой,
где Салюк стартовал в роли первого пилота. Дебют до поры до времени выглядел
просто феноменальным – после семи допов два Александра, Салюк и Горбик,
занимали пятое место в абсолюте! Однако СУ8 стал для них последним: экипаж
вылетел с трассы, застрял в песке, долого откапывался и был в итоге снят с
соревнования.
Дуэль гонки: Ростоцкий и Салюк-старший
В 1998 году
техническое преимущество в споре двух записных фаворитов любого ралли 90-х
годов было еще на стороне Александра Салюка, который управлял А-групповым Ford
Escort RS Cosworth. Ростоцкий же тогда выступал еще на N-групповом Mitsubishi
Lancer Evo IV (эпоха Ford Escort WRC наступит позже, в 99-м). Тем не менее,
херсонскую гонку оба дуэлянта начали буквально колесо-в-колесо: на первых
спецучастках Салюк выигрывал у Ростоцкого две-три секунды. Ситуация резко изменилась с переездом
пелотона на песчаные допы, где уже Василий привез Александру шесть секунд с
первого же допа. Следующий спецучасток соперники проехали с идентичным временем
(напомним, что в те времена хронометраж велся с точностью до секунды), а еще
одним допом позже интрига внезапно скончалась: Салюк налетел на пенек и
существенно повредил автомобиль. Для завоевания чемпионского титула Ростоцкому
оставалось только благополучно доехать до финиша, что он и сделал.
Аварии: Александров и Алейников
Андрей Александров
положил начало череде сходов, так же, как и Салюк-старший, напоровшись после
прыжка на спрятавшийся в траве пенек (происходило дело на спецучастках,
проходивших по лесу). Однако едва ли не более обидным был сход семейного
экипажа Леонида и Феликса Алейниковых, у которых на последнем СУ гонки
буквально загорелся двигатель. Экипаж финишировал, после чего принял
мужественное решение добраться до финишного КВ в центре Херсона. Под
пристальным внимание соперников, которые хотели исключить любую возможность
оказания конкуренту посторонней помощи, Алейниковы отправились в Херсон… Увы,
через 15 км
двигатель сдался окончательно.
Казус гонки: братья Железко
Алексей Железко в
течение всей своей карьеры славился, как «гонщик одной педали», ездящий по
принципу Колина МакРэя – «газ до железки». Неудивительно, что и описываемая
нами гонка закончилась для него столкновением с деревом, после которого
продолжать ралли возможным не представлялось. Однако куда более любопытный
казус произошел с его старшим братом Русланом. Буквально за несколько секунд до
его появления на финише одного из допов на трассе откуда ни возьмись появился
«жигуль» с грибниками… Не растерявшийся судья финиша чуть ли не насильно
вытолкал потенциальных жертв с дороги – однако за своими прямыми обязанностями
уследить не успел. В результате Железко пересек финишную линию, а точное время
засечь не получилось (в то время хронометраж производился по отмашке клетчатым
флагом). Увы, история умалчивает о том, каким именно образом Руслану было
назначено время на том СУ…
Подвиг гонки: Петренко
Экипаж Владимира
Петренко и Игоря Полутова держался в тройке призеров абсолюта когда по финишу
второго дня всплыла неприятность: коробка передач отказалась работать. Петренко
принимает отчаянное решение съездить в Киев за запасной коробкой – благо, вся
ночь впереди. Подвиг почти удался, но только почти: на обратной дороге пилот
попал в жесточайший туман; для того, чтобы выйти на старт, не хватило буквально
получаса. Однако жестокая ирония судьбы заключалась в том, что за ночь, пока
Петренко изо всех сил мчал в Киев и обратно, его механики реанимировали
стоявшую на Renault Clio коробку – и необходимость в запасной попросту отпала…
Герои второго плана: Карпенко и Лакушев
Залогом успеха в этой
гонке была осторожность – слишком многие «горячие головы» разбили свои
автомобили на лесных спецучастках. В полной мере такие качества, как
осмотрительность и расчет, проявили Юрий Карпенко и Анатолий Лакушев. В
результате Карпенко на домашней трассе повторил свой лучший результат в
карьере, финишировав вторым в абсолютном зачете гонки (первый раз красная
Lancia Delta завоевала «серебро» на предыдущем этапе чемпионата в
Днепродзержинске). Что же касается Лакушева, то победа в классе А, N7,
одержанная в Херсоне, стала очередным кирпичом в фундаменте его наивысшего
достижения – чемпионского титула, завоеванного в 1998 году.
Что было дальше?
Слухи, ходившие о
вероятности проведения шестого этапа ЧУ в Киеве, так слухами и остались – финал
чемпионата прошел в Карпатах. Ралли «Львовская Осень» расставило точки над «і»:
к досрочно завоевавшим титулы Василию Ростоцкому и Александру Андриященко
присоединились Руслан Железко и Анатолий Лакушев. А уже в следующем году наше
ралли впервые в своей истории встретилось с автомобилем класса WRC и первым в
его истории иностранцем, ставшим чемпионом Украины по ралли…
Первоисточник: www.rally.in.ua
|