Сегодня ялтинская гонка по праву называется самой известной и популярной в Украине – но когда-то и она не могла собрать даже четыре десятка экипажей.
Было бы грубой ошибкой говорить, что 2005-й год был первой ступенькой той лестницы, по которой ралли «Ялта» продолжает продвигаться наверх, в элиту мирового спорта. Первые ралли в Крыму прошли еще в середине 80-х годов прошлого века; да и в независимой истории украинского ралли данная гонка была не первой. Однако эта, безусловно, любопытнейшая история ждет своего часа (забегая вперед, скажем, что в редакционном портфеле «Ралли в Украине» хранится уникальная летопись «Ялты» периода СССР) – сейчас же мы поведем речь о гонке 2005 года, которая по-своему стала знаковой для нашей истории. Общая диспозиция Возрождая ялтинское ралли, инициатор этого проекта Евгений Червоненко принял единственно правильное решение, а именно – оставил все руководство подготовительной и спортивной составляющими процесса главному идеологу крымских ралли, специалисту с европейским именем Владимиру Тесленко. Именно его стараниями маршрут ралли получился весьма разнообразным. За традиционным коротким городским прологом, открывающим гонку и поныне, следовала субботняя связка из пяти допов: «Ай-Петри», «Соколиное», «Балка», «Орлиное» и «Ливадия». Все они, кроме севастопольской «Балки», повторялись дважды, а в воскресенье пелотон ждали еще три спецучастка – «Лазурное», «Лучистое» и «Партенит». Протяженность спецучастков составила 161 км при общей длине гонки в 580 км. В итоге, по сути дела, тогдашняя «Ялта» совмещала в себе две гонки, нынешние «Ялту» и «Алушту». Возможно, в сложности трассы кроется главная причина того, что из 37 экипажей, вышедших на старт, финиш (даже с учетом системы SupeRally) увидели только 11. Новая техника: Петренко и Александров Два фаворита того чемпионата, два претендента на чемпионский титул – Владимир Петренко и Андрей Александров – синхронно презентовали новые болиды именно на старте ялтинской гонки. Сезон оба начали на автомобилях, которые на тот момент были уже не самыми современными – Петренко на Lancer Evo VI, Александров на «глазастой» Impreza N8. Подготовка новых машин проходила, без преувеличения, авральными темпами – и вот на ялтинскую набережную оба выкатили свои новинки. Оружием Владимира стала восьмая эволюция Mitsubishi, подготовленная в ателье Stec RalliArt; Андрей, как всегда, стартовал на Subaru собственной постройки – на этот раз речь шла о модификации N11. Как показала гонка, первые старты этих машин прошли по диаметрально противоположным сценариям…
Дебют: Александр Салюк-младший Ялтинской гонке 2005 года предшествовало весьма неприятное происшествие: тестируя новый автомобиль, в тяжелую аварию попали Александр Салюк и его младший сын, Максим. Произошло это незадолго до старта ралли, вследствие чего старший сын Салюка, Саша, от полноценного участия в гонке отказался. Однако среди участников он все-таки значился – причем, среди пилотов полноприводного класса. Да-да, именно на «Ялте-2005» состоялось первое появление на публике Салюка-младшего за рулем Mitsubishi Lancer Evo VII, причем штурманом в его экипаже был не кто иной, как Евгений Червоненко! Экипаж проехал только один, самый первый, «выставочный» спецучасток, после чего оформил сход. Однако второй результат, показанный Салюком на этом коротком допе, наглядно показал – Саша вполне готов к переходу на полный привод, что и произошло уже в следующем сезоне. Дуэль гонки: Протасов, Александров и Петренко Многообещающая битва трех фаворитов того ралли, увы, не стала дуэлью в привычном нам понимании этого слова. Начиналось все весьма ярко: Петренко выиграл первый доп, Александров – второй, Протасов – третий… Однако в расклады вмешалось совершенно невероятное количество пробитых колес, которое выпало на долю Профессора – в ходе гонки он четырежды сталкивался с проколами (а пятое колесо, как ни мистически это звучит, спустило у его машины прямо на подиуме). Естественно, суммарная потеря пяти с лишним минут позволила Александрову занять лишь второе место на финишном подиуме. Протасов, проявивший несвойственную ему ранее выдержку и спокойствие, вписал свое имя в историю, как первый победитель возрожденного ралли «Ялта». Ну, а Петренко… Петренко стал одним из неудачников этой тяжелейшей гонки. Аварии: Петренко и Шаповалов Почему это случилось, не может объяснить никто – кроме, естественно, самого экипажа. Отставание от лидировавшего Протасова было достаточно большим; обычно спокойному и расчетливому Петренко не было никакой нужды его сокращать. Финиш на подиуме фактически делал его досрочным чемпионом страны, сход же резко ухудшал турнирное положение экипажа… Увы: на втором воскресном спецучастке серебристо-синий «лансер» не удержался на дороге и замер в деревьях. Еще меньше повезло Юрию Шаповалову, у которого эта гонка не задалась с самого начала. Столкнувшись с техническими проблемами, он покинул ралли в субботу, но вернулся при помощи системы SupeRally – как выяснилось, лишь затем, чтобы основательно разбить свой автомобиль. Как оказалось впоследствии, это была последняя гонка Юрия на Subaru – уже в следующем сезоне он начнет блистать за рулем Evo VIII. Герои второго плана: Перец и Кучер Среди тех, кто привлек к себе внимание публики, даже не сумев финишировать, следует назвать молодого Сергея Перца, проводившего в профессиональном ралли свой первый полный сезон. Уже тогда результаты, которые показывал мелитопольский пилот на асфальте, вызывали уважение не только у болельщиков, но и у конкурентов. Кто же знал, что, спустя шесть лет, Сергей взойдет на высшую ступень подиума очередного ралли «Ялта»? А вот Руслан Кучер уже в той гонке установил достижение, повторить которое вряд ли кому удастся. На скромной ВАЗ-2108 он финишировал третьим в абсолютном зачете гонки! С тех пор никто из экипажей, выступающих на ВАЗовских «восьмерках», и близко не подходил к подиуму абсолюта – и вряд ли когда подойдет…
Что было дальше? На финальном этапе чемпионата Украины 2005 года, проходившем в Днепродзержинске, исход борьбы за титул был решен в пользу Александрова – он вновь финишировал вторым, чего вполне хватило для завоевания первой и единственной в его жизни раллийной короны. Интересно, что чемпионом среди вторых пилотов стал штурман Петренко, Глеб Загорий – связано это было с тем, что Профессору в ходе сезона ассистировали двое, Алексей Тамразов и Владимир Щербаков. Ну, а «Ялта»… «Ялта» продолжила свой путь к статусу самой помпезной, разрекламированной и привлекательной гонки нашей страны – правда, уже без ее творца, Владимира Тесленко, который с тех пор ни разу к организации этого ралли не прикасался.
Первоисточник: www.rally.in.ua
|