Марку Алена по праву можно отнести
к когорте самых быстрых пилотов ралли, быстрейших из самых быстрых….Летающие
финны… это целая эпоха в мировом ралли. И Ален является представителем той
эпохи, эпохи неутомимой борьбы концернов, команд, пилотов, стилей управления.
Как становилась карьера Алена? Об этом ниже… Увлечение скоростью перешла к Марку от его отца, чемпиона Финляндии
1963-го года по ледовым гонкам. Раллийная карьера юноши началась в 1969 за
рулем автомобиля Renault 8 Gordini. Первый старт припал на домашнее ралли – «Ралли 1000 озер»
и выдался он весьма удачным, финн заканчивает свою дебютную гонку 9 в
абсолютном зачете. Через год Алену удалось заключить контракт с финским
импортером автомобилей Volvo. На Volvo
140 L он финиширует вторым, пропустив вперед еще одного летающего
финна – Тиммо Мякинена. Такая же позиция сохранилась за ним по результатам
чемпионата. Результативные выступления Марку, привлекли внимания шефов команды Fiat и Ford. В итоге, контракт подписывается с
командой Форд. В 1973 году на RAC Rally он финиширует третьим. И, наконец, финн осуществляет свою
долгожданную мечту – подписывает контракт с Фиатом на весьма выгодных условиях.
К стати, Марку Ален стал первым пилотом, для которого была разработана специальная
программа занятий фитнессом, так-как пилоты от усталости и перегрузок временами
попросту не могли дальше продолжать соревнования. В 1974-1975 годах финн выступает за рулем на Fiat
124 Abart Rallye, трижды
финишируя не подиуме, а также выигрывает ралли Португалии. В 1976
году, дебютирует новое оружие команды FIAT – Fiat 131 Abarth, за его рулем Ален выигрывает
Ралли 1000 озер, а также побеждает в 1977 году на ралли в Португалии. Благодаря
триумфу Марку Алена в Португалии, команда становится Чемпионом мира. В 1978 году финн стартует за рулем автомобиля Lancia Stratos HF. Две победы и пять подиумов, позволили Алену стать
чемпионом, опередив Хану Миколу и Жана-Пьера Николя. По окончании сезона, Фаит
подписывает с Марку трехгодичный контракт. В 1982 году концерн «Фиат» принимает решение покинуть чемпионат мира по
ралли, а своим представителем видит дочернюю компанию – Lancia. Команда для участия в ралли подготовила автомобиль Lancia Rally 037
(подготовленный по требованиям группы Б). Это был заднеприводной автомобиль, но
достаточно конкурентно способный на асфальте. За его рулем, Ален одерживает
несколько ярких побед, а в 1983 команда MartiniLancia становится чемпионом мира. В 1985 году, Лянчя меняет автомобиль. Новым оружием команды становится Lancia Delta S4. После трагедии на Корсике в 1986 году, Ален становится
лидером команды. Однако в жестком споре с Юхой Канкуненом, Алену удалось
выиграть гонку в Сан-Ремо. Но стать чемпионом так и не удалось. Решением FISAв дальнейшем (FIA) результаты ралли Сан-Ремо были отменены. А в конце сезона FIA принимает решение о запрете участия в соревнованиях
автомобилей группы Б. Марку Ален остается в команде Лянчя и после ликвидации группы Б. В 1987
году, команда пересаживается на А групповой автомобиль – LanciaDeltaHF 4WD ставший на долго живой легендой. Три
первых места в 1987 году и столько же в 1988, однако чемпионский титул снова
уходит от Алена. В том же 88 году, Марку одерживает победу на RAC Rallyв Великобритании гонке, которую он не мог выиграет уже
пятнадцать лет!!! В 1990, Марку Ален переходит в более перспективную на его взгляд команду
Subaru. Уча первым шагам Subaru Legacy-S. Уже совсем скоро
пришли и первые успехи: 4-е место в Финляндии на Ралли 1000 озер, третье и
четвертое место с сезонах 1991-92 гг. В 1992 году, финн переходит в команду Toyota, став вторым номером команды, прикрывая тылы Карлоса Сайнса. В
следующем, 1993 году, Алену не осталось места в зачете, он проехал всего три
гонки: 2-й Ралли Сафари за рулем Тойоты и четвертый на ралли в Португалии на
Субару. В том же году, стартует на ралли 1000 Озер, однако сходит в середине
первого дня гонки. В 1995 году стартовал в Международном туринговом чемпионате за команду Alfa Romeo.В 1996 и 97 гг, принимал участие в Andros Trophy. Последней же гонкой Марку Алена стало Neste Rally Finland 2001, на котором он отпраздновал свое 50-ти летие, сделав
себе своеобразный подарок - 16 место в абсолютном зачете на автомобиле Ford Focus WRC. Был Марку Ален и в Украине. Правда не в качестве пилота, а в качестве
болельщика и наставника своего сына Антона Алена, (на фото внизу, с лева первый. Фото (с) Ларисы Мищанчук www.autosport.com.ua) который стартовал в 2008-ом
году на ралли «Чумацкий шлях» за команду “TsunamiRT”, где стал первым в абсолютном
зачете.
Победы на этапах WRC: 1.Rally de Portugal 1975 Fiat 124 Abarth Rallye; 2.Rally 1000 Lakes 1976 Fiat 131 Abarth Rallye; 3.Rally de Portugal 1977 Fiat 131 Abarth Rallye; 4.Rally 1000 Lakes 1978 Fiat 131 Abarth Rallye; 5.Rally de Portugal 1978 Fiat 131 Abarth Rallye; 6.Rally San-Remo 1978 Lancia Stratos HF; 7.Rally 1000 Lakes 1979 Fiat 131 Abarth Rallye; 8.Rally 1000 Lakes 1980 Fiat 131 Abarth Rallye; 9.Rally de Portugal 1981 Fiat 131 Abarth Rallye; 10.Tour De Corse 1983 Lancia Rally 037; 11.Rally San-Remo 1983 Lancia Rally 037; 12.Тour De Corse 1984 Lancia Rally 037; 13.Olympus
Rally 1986 Lancia Delta S4; 14.Rally de Portugal 1987 Lancia Delta HF 4WD; 15.Rally Acropolis 1987 Lancia Delta HF
4WD; 16.Rally 1000 Lakes 1987 Lancia Delta HF 4WD; 17.Swedish Rally 1988 Lancia Delta HF 4WD; 18. Rally 1000 Lakes 1988 Lancia Delta Integrale; 19.Lombard RAC Rally 1988 Lancia Delta
Integrale.
Кирилл Гаркуша (kirdndz).
|