Ни для кого не секрет, что продукция тольяттинского автозавода – по крайней мере, количественно – вот уже много лет составляет основу украинского раллийного пелотона. Ни одна другая марка не представлена столькими автомобилями! Безусловно, большинство из них относятся к семейству 2108 и его различным модификациям – но сегодня речь не о них. Сегодня объектом нашего внимания станут все остальные модели ВАЗов, начиная от «классики» и заканчивая кит-карами – все, кроме «восьмерок». Да, эти автомобили объединяет, по большому счету, только происхождение – поскольку и принципы управления, и стоимость (в том числе, и стоимость обслуживания), и турнирные перспективы у них совершенно разные. Впрочем, именно это и позволяет любому желающему найти себе машину по возможностям и умениям.
ВАЗ 2101
Из огромного множества жигулевской раллийной «классики» в настоящее время на украинские трассы регулярно выезжает один-единственный автомобиль – ВАЗ 2101 с номерами «ДЕД». Управляет им ставший уже едва ли не легендой «Кубка Лиманов» Василий Богаткин, являющийся, наряду с «Кораблем» и его ГАЗ 24-01, безусловным обладателем «приза зрительских симпатий» на любой гонке страны. Насколько нам известно, о продаже раритета речь не идет; однако тем, кто, возможно, загорится идеей вывести на раллийные допы еще один «заслуженный ралли-кар Советского Союза», можем дать один совет. Некоторое время, около десяти лет назад, на ралли эпизодически выезжала «копейка» родом из Днепродзержинска, управлял которой Дмитрий Федоренко (именно ее вы видите на фото). Попробуйте найти ее, выкупить, привести в чувство – и, возможно, со временем колоритных «раритетов» на украинских трассах наберется на целый класс?
ВАЗ 2109
По большому счету, и «девятка», и «восьмерка» относятся к одному и тому же семейству Lada Samara; однако мы решили вынести ВАЗ 2109 в данный материал по причине крайне незначительного «поголовья» этой модификации в Украине. Насколько нам известно, таких машин всего две, и обе базируются на Западной Украине. Про одну не известно ничего, кроме того, что однажды, в 2007-м году, она стартовала на ралли «Буковина» под управлением Михаила Бучковского. Вторая машина чаще бывала на виду – поначалу на ней выступал черновицкий пилот Константин Жук, затем автомобиль перешел к известному кольцевику Валерию Берче, который несколько раз стартовал на нем в горных гонках и ралли-спринтах. В настоящий момент машина выставлена на продажу по совершенно смешной цене – чуть более 3000 у. е. Впрочем, не относитесь пренебрежительно – данный автомобиль вполне подойдет тому, кто, не имея пока серьезного бюджета, хотел бы начать свой путь в ралли. Да, претендовать на победы в классе У10 «девятка» вряд ли сумеет – но общий опыт раллийных соревнований за небольшие деньги на ней получить вполне можно.
ВАЗ 2110
Базовая модель «сто десятого» семейства в Украине гостила недолго – всего один год. Единственный автомобиль Lada 110 провел сезон-2007 под управлением Вадима Трутнева; борьба за чемпионский титул в классе А3, которую до самого конца вел Вадим, окончилась поражением – уж больно капризной оказалась «десятка». Наиболее проблемный узел – коробка передач – испортил Трутневу минимум три гонки из семи прошедших, и титул ушел к Игорю Сторчаку (выступавшему, кстати, на Lada 112). Вскоре после этого Трутнев продал свой автомобиль в Россию, где, по имеющейся информации, он был перестроен для участия в кольцевых гонках и даже якобы стартовал в чемпионате мира FIA WTCC в составе команды «Русские медведи».
ВАЗ 2112
Наиболее яркое, мощное, адреналиновое творение инженеров из Тольятти – люди, ездившие на кит-карах Lada 112, уверяют, что по ощущениям они намного больше похожи на настоящий спортивный автомобиль, чем даже полноприводные Mitsubishi или Subaru. До недавних пор было принято считать, что ВАЗовские «киты» очень дороги – как сами по себе, так и по части сервиса. Пожалуй, когда за такой автомобиль просили более 30 000 у. е., так оно и было – однако в последнее время цены на эти машины существенно упали, что сразу же вызвало интерес у ряда гонщиков. В то же время, запчасти для кит-каров, которые некоторое время назад перестали производить как ВАЗ, так и ТоргМаш, уже начали самостоятельно изготавливать многочисленные частные фирмы. Возможно, именно поэтому из пяти кит-каров, находящихся в Украине, три поменяли владельцев за последние полгода. Автомобиль, принадлежавший Юрию Кочмару, перешел во владение Дмитрия Тананевича, а две машины, находившиеся в распоряжении команды Tsunami RT, были куплены донетчанином Дмитрием Борзенко и одесситом Юрием Касимом. Еще два кит-кара Lada 112 также находятся в Одессе, у Дмитрия Роткевича и Алексея Яновского – и, вне сомнений, если вся пятерка выйдет в 2011-м году на старт чемпионата Украины, класс А6 автоматически станет едва ли не самым интересным в пелотоне.
ВАЗ 1119
Самая юная из ВАЗовских моделей – Lada 119 Kalina – в Украине представлена исключительно кольцевыми автомобилями; поэтому и неудивительно, что если и стартуют в ралли, то только в асфальтовых. Таких попыток в истории украинского ралли было зафиксировано три. Первой ласточкой стал известный кольцевик Руслан Серов, который еще в 2008-м году вывел на ялтинское ралли собственноручно построенную «Калину» – правда, тогда автомобиль дальше супер-специального участка не поехал. Намного удачнее оказалась вторая попытка Руслана штурмовать «Ялту», предпринятая в 2010 году: пятое место из семи автомобилей, финишировавших в классе А7. Отметим, что аналогичного результата в классе У9 добился годом ранее дебютант ралли Евгений Тимохин, который арендовал «Калину» на автодроме «Чайка», выехал на ней на старт ралли «Ялта» и благополучно финишировал (правда, порой пропуская на спецучастке одного, а то и двух более быстрых соперников). Еще один автомобиль Lada Kalina, «засветившийся» в ралли в 2010-м году, принадлежит Алексею Кобзеву – впрочем, его успехи также пока выдающимися не назовешь: сход в Ялте и финиш по СупеРалли в Алуште. Другими словами, данные машины если и подходят для дебюта в ралли, то, увы, только для асфальтового – да и то, практически без шансов на призовые места. Впрочем, ситуация может кардинально поменяться, если какая-либо компания вдруг решит подготовить одну или несколько «Калин» в гравийной спецификации… Итог: Естественно, сравниться с «восьмерками» по популярности не может ни одна другая модель тольяттинской разработки – и даже все они вместе взятые. Тем не менее, человеку, который имеет опыт эксплуатации и ремонта ВАЗов, есть из чего выбрать – к его услугам как раритетная «классика», так и самые современные «Калины». Безусловно, технологически на вершине ВАЗовской раллийной продукции находятся кит-кары, у которых на сегодняшний день осталась лишь одна существенная проблема – их давно перестали выпускать… Информация: Владимир Некрасов Фото: Владимир Некрасов, Сергей Холодило
|